Папки-передвижки

Анализ подходов к изучению творческого воображения дошкольников в современной психологической литературе

Татьяна Литвин
Анализ подходов к изучению творческого воображения дошкольников в современной психологической литературе

Определение воображения и выявление специфики его развития- одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А. Я. Дудецкого (1974, существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А. В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие «вообще пока излишне- во всяком случает в современной науке» (там же, с. 345-346) .

Публикация «Анализ подходов к изучению творческого воображения дошкольников в современной психологической литературе» размещена в разделах

Действительно, воображение тесно связано с процессами мышления, включено в различные ступени познания. Но, на наш взгляд, существует специфика воображения, которая не всегда отражена в его определениях. Наша задача- не двать еще одно, исчерпывающие определение, а выявить эту специфику воображения, ограничив тем самым предмет нашего исследования.

Прежде всего встает вопрос о том, какое воображение мы изучаем. Традиционно (С. Л. Рубинштейн, 1946; А. В. Петровский, 1977; А. Я. Дудецкий, 1969, 1974; Л. С. Коршунова, 1979 и др.) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (сновидения, галлюционации). Активное воображение подразделяется, как правило, на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, соответствующих описанию; творческое – на создание новых образов.

Совершенно очевидно, что для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открыть новые, сущностные характеристики действительности.

Само понятие «творческое» предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А. В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом : «Творческое воображение, в отличии от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» (1977, с. 345).

Современный словарь по педагогике рассматривает «творческое воображение» как «разновидность воображения, заключающегося в самостоятельном создании новых и оригинальных образов, требующих отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое…

Отличительный особенностью воображения творческого является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулирует не только потребностям человека, но и интересами всего общества, в изобретениях в области науки и техники. Продукт воображения творческого не всегда может быть материализован, т. е. воплощен в виде вещи, но образ может оставаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике не возможно».

Л. С. Выготский называл воображение основой творчества. Творческое воображение, по мнению Л. С. Выготского, протекает «как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний». Результат творческого воображения может быть материализован.

Задачи творческого воображения, отмечал А. Л Венгер, состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. Творческое воображение необходимо каждому человеку в любом виде труда. «Творческое воображение- это вид воображения, создающий новые образы и понятия»

И так, творческое воображение- это процесс создания новых образов, представлений, которые воплощаются затем в любом виде деятельности.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной.

Анализ работы по изучению ПДД С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных.

Буклет «Игры и упражнения по ТРИЗ на развитие творческого воображения» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как, "Теория решения изобретательных задач". Автор ТРИЗ известный учёный -соотечественник Генрих Саулович.

Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования. ИгрыРазвитие творческого воображения средствами сюжетного рисования. Игры Игры Юдиной Елены Николаевны Тема: «Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования» Дидактическая игра «Живые ложки».

Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Консультация для воспитателей «Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности» Формирование творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми.

Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников» Тема: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста» Участники проекта:.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Развитие творческого воображения и речевых способностей у детей через театрализованную деятельность (Конспект выступления на РМО Рыбинского района) В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ подходов к изучению творческого воображения дошкольников в современной психологической литературе
Опубликовано: 30 апреля 2017 в 15:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД