Наталия Фирсанова
Восприятие художественной литературы и фольклора «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно - эстетическое развитие
(восприятие художественной литературы и фольклора)
во второй младшей группе
Тема: «Осень»
Задачи:
- познакомить с жанром загадки;
- формировать представления об осени как о времени года;
- научить четко, произносить слова в стихотворении.
Публикация «Восприятие художественной литературы и фольклора „Осень“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Материалы и оборудование: стихотворение про осень, загадки об осени, загадки про фрукты и овощи, картинки осени, картинки фруктов и овощей, игрушка зайчик, корзинка с листочками.
Ход занятия
Воспитатель с расписным платком на плечах.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Деток в гости приглашу!
Где вы, детки? Заходите!
Ко мне в гости поспешите!
- Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста. Очень хорошо, что пришли ко мне в гости, я очень рада вас видеть (дети садятся полукругом на стульчики).
Я вам хочу загадать загадку:
Птицы стаями летят.
Грустно, дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это… (Осень)
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о времени года, которое сейчас мы видим за окном - это Осень. Воспитатель читает стихотворение А. Яранова «Осень золотая» :
Ходит по дорожкам.
У нее на ножках
Желтые сапожки.
У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.
Воспитатель : О каком времени года стихотворение? (об осени)
- Какая осень в стихотворении? (золотая)
- Почему ее называют золотой? (много желтых листочков)
- Что у осени на ножках? (желтые сапожки)
- Что у осени на платье? (на платье листики цветные)
- Что есть у осени в лукошке? (есть грибы лесные)
Это стихотворение мы сейчас заучим.
(Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют.)
Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение. Тех, кто не успел рассказать, я послушаю на прогулке.
Я сегодня шла в детский сад и встретила Зайчика Попрыгайчика и он мне передал вот эту волшебную корзину. Давайте откроем ее и посмотрим что в ней.
(достаю листья и рассыпаю их на ковре).
Ребята, что это?
Дети: Листочки.
Воспитатель : Какие они по цвету?
Дети: Красные, желтые, оранжевые, зеленые.
Воспитатель : А в какое время года бывают такие листочки?
Дети: Осенью.
Воспитатель : Как еще можно назвать эти листочки.
Дети: Осенние.
Воспитатель : Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно (Листопад).
Ребята давайте соберем все листочки и подбросьте их вверх. Посмотрите, как красиво они летят и падают. Это называется листопад.
В связи с осенними похолоданиями после лета и дождливой погодой («дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт»). Завершая работы в поле, в саду и на огороде люди что собирали?
Дети: Урожай
Воспитатель : Правильно, все собирали овощи и фрукты, Если овощей и фруктов собирали много, значит, урожай собрали богатый, и люди этому очень радовались. Поэтому можно сказать, что осень – не только грустное время года, люди весело и пышно отмечали день урожая, и на этом празднике чествовали собранные плоды, благодарили землю за богатые дары.
Послушайте, какие загадки об овощах и фруктах существуют, и попробуйте их отгадать. (Дети, назвавшие правильный ответ, выходят к столу, на котором разложены картинки с овощами и фруктами. Выбрав картинку, соответствующую ответу, они прикрепляют ее на магнитную доску, что закрепляет в сознании детей название овоща и фрукта, и его изображение.)
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка)
Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок (яблоко)
Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста)
На сучках висят шары,
Посинели от жары (сливы)
За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
Желтая лампочка висит.
Скушать нам себя велит (груша)
Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук)
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти
И от нас укрылись в листьях (виноград)
На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы)
Давным-давно на праздниках водили хороводы. Встаньте в хоровод!
Осень, в гости через год приходи,
С нами снова хоровод заведи,
Нам дожди и холода – не беда!
Рады осени ребята всегда.
Ребята, о каком времени года мы говорили? Мы узнали про сбор урожая и праздник в его честь, а можете сами объяснить, что такое урожай? Хорошо, ребята, сегодня вы все молодцы!