Лучший педагог года

Консультация «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»

Любовь Савельева
Консультация «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»

Актуальность работы состоит в том, что для ребенка дошкольного возраста детский сад и семья является тем микроклиматом, в котором он постоянно находится. Этот микроклимат и составляет ту среду, из которой ребенок получает необходимую жизненную информацию, а также адаптируется к общественной жизни. Для всестороннего развития ребенка, а также для развития его как гармоничной и здоровой личности (как физически, так и психологически) воспитатель должен взаимодействовать с семьей ребенка, совместно решая возникающие проблемы. Вместе с тем, не все родители обладают достаточными знаниями о психологических и возрастных особенностях развития дошкольников, воспитывают своих детей основываясь на интуиции, что является не совсем верным.

Публикация «Консультация „Вовлечение в единое образовательное пространство „Детский сад — семья“» размещена в разделах

Именно по этому, необходимо формировать позицию сотрудничества воспитателя с родителями воспитанников и со своими воспитанниками для создания единого пространства для воспитания и развития ребенка.

В течении многих лет система российского образования выделяла приоритет общественного воспитания ребенка над семейным воспитанием. Именно поэтому вопросами образования и развития дошкольников, занимались дошкольные образовательные учреждения. В качестве основной задачи воспитателей в работе с родителями воспитанников было лишь их педагогическое просвещение. Принятие новой Концепции дошкольного воспитания поставило необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.

В Законе “Об образовании в Российской Федерации” №273 от 29.12.2012г определяется, что родители являются первыми педагогами [1]. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2]отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка [2].

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Таким образом, государство ставит в приоритет семейное воспитание, требует других взаимоотношений детского сада и семьи, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Образовательное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.

Ситуация складывается таким образом, что большинство семей на сегодняшний день занято решением проблем экономического характера, а порой физического выживания, при этом усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Основная идея создания единого процесса взаимодействия воспитателя с семьей состоит в планомерном, активном распространении педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семье в воспитании ребенка, организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания, а также вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

В работах Т. А. Марковой, взаимодействие рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания[3, с. 52].

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – является одним из важных направлений деятельности ДОУ.

Основная цель взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников состоит в организации единого пространства взаимодействия воспитателя и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.

На сегодняшний день, в своей работе, для создания единого пространства "детский сад – семья" использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.

Ставшие традиционными формами работы с родителями родительские собрания, индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами, информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам, фоторепортажи и съемки различных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учё том этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет действует родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс.

Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

По окончанию мастер – класса родителям предлагается методика «неоконченное предложение» (участникам раздаются мини-опросы). Родителям предлагается ответить на такие вопросы : Сегодняшний мастер-класс помог мне убедиться…. В ходе мастер-класса мне было…. Как родитель от мастер-класса я получила …. Я оцениваю мастер-класс….

Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города.

Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

Трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ

Детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.

Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

В век развития информационных технологий одной из форм взаимодействия с родителями является создание сообществ в социальных сетях (Одноклассники, контакт и др.). Это является очень эффективной формой общения между воспитателем и родителями.

Для привлечения родителей к образованию воспитанников развивается инновационное направление в работе с родителями – это привлечение их к образованию детей, через издание мини- журнала "Развиваюсь дома" Мини – журнал представляет собой небольшую книжку (3-4 страницы, в которой собраны интересные занимательные задачки по теме недели. Эти мини – журналы выставляются в родительский уголок в пятницу, для того, что бы родители смогли на выходных совместно с детьми закрепить пройденный материал в детском саду.

Мини - журнал не является обязательным и не требуется отчета о проделанной работе. В журнале представлен тот разумный минимум, который нужен для полноценного развития ребенка старшего дошкольного возраста, и обладает волшебными воспитательными возможностями.

Сегодня, конечно, инициатива больше исходит от педагогов, но уже можно сказать, что родители все более активнее откликаются на предложения педагогов к сотрудничеству и признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

3. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.

Публикации по теме:

Детский сад и семья как единое здоровьесберегающее пространство Одним из основных направлений работы детского сада является физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на сохранение и укрепление.

Консультация для воспитателей «Детский сад и семья: проблемы взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад№50" Левобережного района города Воронеж.

Детский сад и семья — вместе счастливая семья Что нужно ребенку для того, чтобы нормально развиваться и чувствовать себя счастливым? Ответ прост-счастливая семья, в которой царит атмосфера.

«Социальная интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО на основе Лекотеки». Анализ эффективности Анализ эффективности муниципальной инновационной площадки на базе МБДОУ №15 «Ургалочка» за 2016–2017 учебный год «Социальная интеграция.

Детский сад и семья-единое образовательное пространство Детский сад и семья – единое образовательное пространство Подготовила: Гилязева Д. Г. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания.

«Детский сад — моя вторая семья». Игра-беседа Цель. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства, способствовать развитию воображения.

Территория детского сада как образовательное пространство для изучения поддержки биоразнообразия Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого,.

Проект «Вместе дружная семья — детский сад, родители и я» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области».

Работа с родителями по вовлечению в единое пространство детского развития в ДОО Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.

Мероприятие «Ребенок. Детский сад. Семья» в средней группе Подготовила: воспитатель группы среднего дошкольного возраста «Бабочки" Цель: Обогащать родителей педагогическими знаниями, вовлечь в игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 09:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД