Получи документы

Методическая разработка «Зрительная гимнастика. Всю неделю по порядку глазки делают зарядку»

Людмила Ивина
Методическая разработка «Зрительная гимнастика. Всю неделю по порядку глазки делают зарядку»

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения с самого детства. Состояние зрения – одна из характеристик здоровья дошкольника. Высокие зрительные нагрузки, зачастую считающиеся нормой, провоцируют у детей немало проблем со зрением, что значительно снижает качество восприятия ими окружающего мира. Печальная статистика свидетельствует о том, что из года в год растет число малышей с различной патологией зрения. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая решается в учреждениях для детей с нарушениями зрения.

Публикация «Методическая разработка „Зрительная гимнастика, Всю неделю по порядку глазки делают зарядку“» размещена в разделах

В 1997 году в Первомайском районе на базе детского сада № 447 были открыты 4 группы для детей с амблиопией и косоглазием. Со дня их открытия я работаю учителем – дефектологом (тифлопедагогом). Непременным условием успешной реализации задач коррекционно – развивающей и лечебно – восстановительной работы, которую я организую, является соблюдение ряда офтальмологических требований: достаточная освещённость рабочего места, чёткость и яркость предъявляемых объектов, зрительная нагрузка в соответствии с состоянием зрения ребёнка. Одно из таких требований и обязательная часть каждого коррекционно – развивающего занятия – гимнастика для глаз. Это особенно актуально потому, что

у детей с нарушениями зрения в процессе деятельности, связанной со зрительной нагрузкой, общее утомление наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В результате восприятие становится неполным, работоспособность снижается. Для оптимизации коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо организовывать отдых для глаз посредством зрительной гимнастики. Зрительная гимнастика позволяет укреплять мышцы век, улучшает кровоснабжение в глазничной области и циркуляцию внутриглазной жидкости, снимает в целом утомление зрительного анализатора.

Упражнения в виде разнообразных движений глазами входили ещё в древние гимнастические системы. Уже тогда было замечено, что даже элементарные движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали, по кругу приносят пользу. После их выполнения люди чувствуют себя значительно бодрее.

Учитывая важность упражнений для глаз, включаю их в структуру каждого коррекционного занятия. Зрительную гимнастику сочетаю с движениями, что способствует преодолению моторной скованности, характерной для детей с патологией зрения. В ходе деятельности, предполагающей большую зрительную нагрузку, например, при мозаичном конструировании, раскрашивании сюжетных картинок, рисовании через кальку, выкалывании по контуру, вышивании, упражнения для глаз провожу неоднократно.

При проведении зрительной гимнастики соблюдаю основные принципы:

• индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;

• регулярность проведения;

• постепенное увеличение сложности упражнений;

• сочетание с двигательной активностью.

Мною систематизированы комплексы зрительных гимнастик по тематическому принципу. Предпочтение отдаю упражнениям, сопровождающимся стихотворными текстами. Это вызывает у детей неизменный интерес и позволяет закреплять их знания об окружающем мире. Например, педагоги знают, как трудно бывает старшим дошкольникам запомнить последовательность дней недели. Использование специального комплекса зрительной гимнастики в каждый из дней помогает им в этом нелёгком деле.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Посмотреть вверх, вниз; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)

Во вторник часики – глаза

Отводят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(Посмотреть вправо, влево; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем,

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза. Упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи, а что вдали –

Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25-30 см от глаз; перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, а затем опустить руку. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(Смотреть вверх, вправо, вниз, влево, вверх и в обратном порядке - влево, вниз, вправо, вверх. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть в верхний правый, затем в нижний левый угол окна; перевести взгляд в верхний левый и в нижний правый угол окна. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Свежим воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

(Закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальцев: верхнее – от носа к наружному краю глаз; нижнее – от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение)

На собственном опыте убедилась в высокой результативности зрительной гимнастики для коррекции патологии зрения и профилактики его нарушений. При этом её эффективность напрямую зависит от соблюдения вышеназванных принципов всеми педагогами, работающими с детьми, и родителями воспитанников. Практикую консультирование воспитателей группы и родителей с целью повышения их компетентности в вопросах использования зрительной гимнастики в различных видах детской деятельности. Рекомендую им различные комплексы зрительной гимнастики.

Таким образом, мы идём к общей цели – к восстановлению и улучшению не только зрительных функций, но и к сохранению психического здоровья детей, к формированию навыков их самокоррекции.

Декабрь, 2016 год

Людмила Алексеевна Ивина,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №447

комбинированного вида «Семицветик»

Публикации по теме:

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Фотоотчёт о проведении ОД по художественно-эстетическому развитию «Дети делают зарядку» в старшей группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по художественно-эстетическому развитию «Дети делают зарядку» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.

Методическая разработка по организующему моменту НОДМетодическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Утренняя гимнастика для детей в стихотворной форме «Героев из сказки сегодня встречайте и с ними зарядку вы выполняйте!» (У нас в саду был конкурс утренней гимнастики и я сочинила зарядку, родители приготовили костюмы для детей,и дети сами проводили зарядку,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Зрительная гимнастика. Всю неделю по порядку глазки делают зарядку»
Опубликовано: 27 августа 2020 в 04:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД