Лучший педагог года

Конспект занятия «Выразительное чтение»

Ольга Брикова
Конспект занятия «Выразительное чтение»

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий.

Что же такое - "выразительное чтение"?

Это такое же искусство, как музыка, живопись, балет. В процессе работы над произведением (стихотворение, даже небольшое, может быть настоящим произведением) надо обязательно вызвать у ребенка сопереживания и понимания чувств автора. Тогда у него непременно возникает свое отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным.

Вот например, стихотворение Даниила Хармса.

Удивительная кошка.

Публикация «Конспект занятия „Выразительное чтение“» размещена в разделах

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпиться народ на дороге,

Шумит и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

В этом небольшом произведении целая гамма эмоций - и жалость к кошке, и поиск выхода, и найденный выход, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину - кошка с воздушными шарами!

Дети, исполняя это стихотворения, совершенно по разному реагировали на эту ситуацию. У одних отношение было насмешливо снисходительное, другие страдали, как будто сами летали с воздушными шарами и раненой ногой. Это их право так принять и воспроизвести описываемое событие.

Конечно, наши юные исполнители пока сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, логической мелодией, значением знаков препинания, но они очень хорошо все почувствуют, если воспитатель сам точно представляет, о чем идет речь,и сможет правильно объяснить.

Заставить ребенка громко и на всякий случай радостно прочитать стихотворение - это не так уж сложно (ведь сразу слышно, что ребенка заставили читать именно так, а он не понимает почему).

А вот помочь ему уловить смысл произведения, объяснить, что и словами, как красками, можно рисовать - для этого нужно умение и терпение.

Например, если строка С. Есенина "отговорила роща золотая. " сразу рисует в нашем воображении осень, то ребенку надо объяснить, когда и о чем роща говорила, как радостно шептались листья, видя на прогулке детей, как у каждого листочка был кто-то из ребят, за которым он наблюдал. Но вот наступает другое время года, листикам не хватает тепла и солнца, и они, прошелестев слова прощания, облетают.

Тогда у читающего эти стихи возникает свое, только ему присущее представление о происходящем в данном сюжете, он видит то,о чем рассказывает. И не только видет, у него появляется собственное к этому отношения. Так рождается чувство, с которым исполнитель воспроизводит стихи ли поэта, слова ли той роли, которую играет. А в результате правильно понятой мысли - естественные жесты, мимика.

Ребенок на сцене ведет себя органично.

Я начинаю работу над всеми стихами с подобных разборов.

Это дает возможность поговорить о творчестве поэта, развивает воображение, расширяет словарный запас.

Конечно, дети разные: кто-то от природы более эмоционален, кто то менее. Но я поняла одно: все ребята могут и хотят, даже если это и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека.

Недаром же сказано, что весь мир - ТЕАТР, а люди в нем АКТЕРЫ.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: продолжать развивать интерес детей к художественной.

Конспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группеКонспект занятия «Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г. Виеру «Мамин день» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группыКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Конспект занятия по социальному окружению в старшей группе «Чтение сказки «Сказка о вербном воскресенье» Конспект занятия Беседа о вербном воскресенье. Чтение сказки «Сказка о вербном воскресенье» Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Выразительное чтение»
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 16:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД