Получи документы

Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения

Елена Ластикова
Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯКРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Использование диалоговых технологий в воспитательной системе учреждения

Подготовила

Ластикова Елена Степановна

пос. Светлый Путь Ленина

2021

Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Диалоговые технологии обучения и воспитания - методы активного обучении (МАО). К ним относятся такие всем известные методы как

Публикация «Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения» размещена в разделах

• мозговой штурм,

• анализ конкретных ситуаций,

• дебаты;

• и составляющие всех этих методов - дискуссия - коллективное обсуждение спорного вопроса (проблемы, проходящее в форме борьбы мнений с целью поиска его оптимального решения.

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются –проблемность, общение и сотрудничество. На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

Диалог можно подразделить на три уровня:

1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень

2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.

3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).

Диалог возникает тогда, когда ребенок делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию.

1) Организации занятий с использованием диалоговых технологий начинается с организации учебного пространства группы. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общение лицом к лицу.

2) Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).

3) Объединение в группы для обсуждения проблемы (по одинаковым картинкам, по полоскам одного цвета)

4) Цель ДТ состоит ещё и в том, чтобы обучать детей полноценному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении различных тем дети будут приобретать, овладевая умениями диалогической речи. В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

5) При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция воспитателя - терпимое отношение к различным взглядам ребят, готовность принять взаимоисключающие точки зрения. Что нужно учесть, чтобы диалог получился?

• Участники должны иметь достаточный запас знаний и (или) жизненного опыта для аргументированного обсуждения проблемы, выдвижения альтернативных идей, суждений и их обоснования.

• Проблема, чтобы заинтересовать учащихся, должна быть:

• либо личностно значимой, либо общественно значимой, либо просто увлекательной, занимательной.

• Предметом дискуссии должны быть действительно спорные, неоднозначно решаемые проблемы, т. е. должны существовать как минимум две реальные (а не надуманные) полярные точки зрения.

• При выборе темы, отборе содержания и приемов ведения диалога необходим учет возрастных особенностей детей.

• Микроклимат, обстановка должны располагать к свободному выражению мыслей.

• Нужно иметь достаточный резерв времени (при его отсутствии дискуссия сводится к беседе).

• Необходимы компетентность педагога в обсуждаемой проблеме и владение им технологией диалога.

6) Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.

7. Ведение диалога

Приемы ведения диалога :

1. Парафраз (краткий пересказ сказанного)используется ведущим, если участником диалога мысль выражена недостаточно ясно. Будет корректным такое начало этой фразы: «Правильно ли я тебя понимаю: ты хочешь сказать, что.».

2. Стимулирование идей, суждений («Интересная мысль! Давайте подумаем вместе над.»).

Технологические правила :

— не спешите брать на себя роль арбитра в споре;

— не прерывайте обсуждение собственными высказываниями («Ведущий говорит не ранее, чем пятый»);

— оперативно определяйте и заостряйте противоречия;

используйте разногласия в суждениях выступающих (при этом очень важна атмосфера доброжелательности).

3. Промежуточное подведение итогов.

Если поток новых идей прекратился, смысл высказываний повторяется, но проблема еще не полностью раскрыта, рекомендуется подвести предварительные итоги, суммировав сказанное. Это может дать новый всплеск активности участников спора. Но лучше для этого использовать приемы расширения мысли.

4. Приемы расширения мысли, изменения ее направления:

— приемы, представленные при описании подготовки диалога (см. выше);

вопросы продуктивного типа: «Что будет, если. ?», «При каком условии это утверждение будет верно?» и т. п. ;

— акцент на разъяснение смысла противоположных точек зрения.

При разработке сценарного плана необходимо учесть этапы технологии, особое внимание уделив приемам начала диалога и подведения к теме раз-говора. К числу приемов, позволяющих активизировать мышление участников дискуссии, пробудить интерес к проблеме, стимулировать потребность в высказывании собственной точки зрения на вопрос, можно отнести следующие.

1. Простое изложение сути проблемы. Этот прием эффективен в том случае, если проблема личностно значима и способна вызвать живой интерес участников. («Ребята, вы знаете, что у нас очень шумно. Давайте подумаем, как это исправить»)

2. Эффектная формулировка проблемы.

Возможны преднамеренное сужение проблемы до личностно значимого вопроса (описано выше, формулировка проблемы в виде дилеммы и др.

Пример: «Учиться нельзя лениться» — где поставить запятую?

3. Демонстрация аудиовизуального ряда.

Импульс к началу разговора может дать просмотр фрагментов видеозаписи (в том числе кинофильмов, спектаклей, прослушивание заранее подобранной песни (большим философским потенциалом обладают песни авторов-исполнителей).

4. Краткий пересказ легенд, сказок, притч, несущих в себе глубокий философский смысл (борьба добра и зла, свобода и долг человека и т. п.).

5. Цитирование «крылатых» выражений (афоризмов). («Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра о том, что «здоровый нищий счастливее, чем больной король»)

Дискуссия

Давайте вспомним, что такое "Дискуссия"? Происходит слово, от латинского слова "discussio" - исследование или разбор. Парное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставления различных позиций, идей, мнений, предложений.

Дискуссия - это форма занятия, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждого из них.

В современной педагогике существует разные взгляды и разные классификации, но мы должны знать, что дискуссии бывают:

Целью дискуссии могут быть:

• анализ, исследование проблем;

преобразование проблем;

• обучение дискуссии;

• диагностирование проблем;

• принятие конкретных решений.

1) Приветствие друг друга и себя.

2) Деление на 2 группы.

3) Правила ведения диалога. Скажите, пожалуйста:

• Верно ли, что нельзя критиковать людей - только их позиции и мнения?

• - Верно.

• Верно ли, что цель дискуссии - это полнейшая победа над противником?

• - Нет не верно. Цель не в победе, а в поиске согласия.

• Верно ли, что все участники должны быть вовлечены в обсуждение?

• - Да, верно.

• Верно ли, что желающие взять слово должны перебивать оппонента?

• - Нет. Не верно. Ну, конечно они должны попросить разрешения у ведущего.

• Верно ли, что каждый участник имеет право и возможность высказаться?

• - Да, верно.

• Верно ли, что обсуждению подлежат все высказывания и мнения?

• - Верно.

• Верно ли, что участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

• - Верно.

• Таким образом, мы вместе вывели сейчас правила ведения дискуссии.

Разогрев: - Хлопните в ладоши, у кого дома есть компьютер? У кого есть выход в Интернет? Кто каждый день пользуется компьютером? Кто больше часа проводит в Интернете? Кому нравится? Кому нет? О чем будем говорить, ведь мнения разделились?

Игра «Да-нет» Мы сегодня будем говорить о предмете частого нашего использования (мобильный телефон). Вы задаете мне вопрос, чтобы узнать, что это за предмет, я могу отвечать только «да-нет» Итак, Перекрестная дискуссия - это умение отстаивать "+" и " - ". Отвечаем на вопрос: «Интернет вреден или полезен? Обоснуйте свое мнение. (на доску выписать главное)

Под цифрами 1, 2, 3 аргументируйте запишите сами. У кого получилось больше "нет"(против? Прочитайте. А у кого больше за "да". Прочитайте. В мире нет однозначного ответа на этот вопрос. Есть разные мнения. Тем не менее вы выдвинули много аргументов, что Интернет - это реалия нашей жизни. И есть угроза - Интернет, который может в скором времени полностью заменить книгу.

Провести дискуссию поможет прием "Шесть шляп".

(Что на сегодняшний день заменил телефон? – Письмо) Итак, ребята, скажите, как вы думаете, где в одном месте может храниться вся вселенная в алфавитном порядке?

- В словарях. Молодцы. Какие словари вы знаете?

Толковый, орфографический, фразеологический, словарь иностранных слов, анонимов, синонимов и т. д: Мы сегодня будем говорить о словаре.

А поможет нам прием "Шесть шляп". Шесть мышлений, шесть точек зрения. Дети у нас современные и у них на все свои взгляды.

Ребята у вас сегодня у каждого своя роль. Расскажите нам кто вы и что должны делать?

Кто Вы "белая шляпа?" - я предоставляю информацию о чем-либо.

А ты кто у меня "красная шляпа"? - Мы чувства, эмоции. Мы все выражаем с помощью чувств, эмоций.

А вы кто "желтая шляпа"? - А мы истинные логики. Мы во всем ищем логику. Все пытаемся объяснить с точки зрения логики: зачем? Почему так?

А кто вы "зеленая шляпа"? - Мы креативщики. Мы на все смотрим творчески, нестандартно, красиво, модно, современно.

А вы кто "черная шляпа"? Мы критики. А, что Вы нас не узнали? А нам это не нравится. Мы все критикуем.

И вы кто "синяя шляпа"? - А мы будем управлять всеми, мы управленцы. Мы будем делать выводы.

Итак, мы познакомились с вами. Замечательно.

Ребята, а давайте рассмотрим обычную вещь с позиции "Шести шляп".

Давайте рассмотрим толковый словарь. Самый обычный толковый словарь. Какой он?

Белая шляпа - толковый словарь фиксирует и объясняет лексическое значение слов. В толковых словарях приводятся также некоторые грамматические, орфографические и стилистические сведения о словах. Состоит из словарных статей, в каждой из которых объясняется лексическое значение одного слова.

Красная шляпа -. Ах, мне так понравился толковый словарь. Он так помог мне в выполнении домашней работы. Я благодаря ему, я узнала много непонятных мне слов. Я довольна, что у меня дома есть толковый словарь.

Желтая шляпа - Для того, чтобы выполнять задание нам нужно подобрать информацию. Информация содержится в книгах. Самая главная книга - толковый словарь. Он то мне и нужен для выяснения значения слова. Я достану толковый словарь. Найду в алфавитном порядке слово, которое мне нужно. Прочитаю словарную статью и перепишу в тетрадь.

Зеленая шляпа - толковый словарь - это большая тяжелая книга и мы можем использовать ее не по назначению, например: как зонтик - с помощью него можно укрыться от дождя. А можно укрыться от списывающего соседа. А еще можно использовать его как подставку под цветок. Можно положить под стульчик, чтобы было повыше сидеть. А можно им зафиксировать открытое окно. А еще им можно ударить хорошенько соседа.

Черная шляпа - толковый словарь действительно очень большая тяжелая книга и таскать в школу на урок ее тяжело. Неудобно искать в нем более 1000 слов. И вообще мне кажется, толковый словарь устарело. Есть же Интернет. У каждого дома. Я быстренько найду в Интернете в словаре то, что мне нужно.

Синяя шляпа - Все эти мнения правильные, мы рассмотрели с разных позиций толковый словарь. Да словарь вещь нужная. (Далее шляпы могут поспорить о важности словаря и Интернета)

Ведущий: Спасибо всем шляпам интересно было послушать ваши рассуждения.

- У нас столкнулись два мнения - Интернет и словарь. С помощью приема «мозгового штурма» выскажем мнения, как привлечь детей к чтению книг.

Мозговой штурм.

Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения "взрослых" задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.

Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?

Сначала определим цели:

- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

- Научить детей фантазировать.

- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.

- Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?

1. Разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты".

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать!

5. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

Литература.

1. Дискуссия // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. — С. 273.

2. Шин А. А. Искусство правильно мыслить. — М. : Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

https://www.psy-files.ru/

https://festival.1september.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Бинарное занятие «В поисках сокровищ» использование образовательного геокэйшинга Бинарное занятие «В поисках сокровищ» использование образовательного геокэйшинга Цель: формирование продуктивного взаимодействия детей.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Использование нейроскакалок в практике дошкольного учрежденияИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения
Опубликовано: 4 октября 2021 в 20:00
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ластикова (УИ 2166388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД