МААМ-картинки

Развитие познавательной активности у дошкольников средствами ИКТ-насыщенной среды

Наталья Плохая
Развитие познавательной активности у дошкольников средствами ИКТ-насыщенной среды

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной активности детей, решая проблему познавательно развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ОУ. Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.

ФГОС дошкольного образования предусматривает создание интерактивной среды.

Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников средствами ИКТ-насыщенной среды» размещена в разделах

Лучшим фактором развития познавательной активности дошкольников является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ОУ. Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.

Введение требований ФГОС на уровне дошкольного образования привело к значительным переменам: обновились научная, методическая и материальная базы обучения и воспитания. В настоящее время воспитателям в своей практике доступен довольно широкий выбор ИКТ. Информационные технологии значительно расширили возможности воспитателей в сфере обучения детей дошкольного возраста и стали неотъемлемой частью дошкольного образования. Использование ИКТ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности воспитанников, взаимодействии с их родителями, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательной деятельности. Воспитатели стали для воспитанников проводником в мир новых технологий.

Вместе с тем, информатизация образовательной деятельности предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Одним из инновационных направлений - компьютерные и мультимедийные технологии. Практика работы показала : использование ИКТ в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Однако около 60% воспитанников увлечены дома играми в планшетах и на компьютерах (многие с выходом в интернет, просматривают фотографии, мультфильмы, освоив при этом элементарные навыки работы на компьютере. Воспитанники 4-6 лет включаются в процесс освоения и использования новых технических средств. Применение информационно-коммуникационных технологий с более современным оборудованием на дошкольном уровне стало наиболее актуальным.

В связи с этим, перед коллективом возникла необходимость обновления методов и приёмов обучения на уровне дошкольного образования и внедрение в образовательную деятельность новых информационных технологий.

Использование приобретенного современного интерактивного оборудования, в том числе робототехники и конструирования в образовательной деятельности позволит в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить познавательную деятельность, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Таким образом, перед педагогическим коллективом возникла необходимость развития пространственно-развивающей среды, которая способствовала идеи создания мини - центров, где учитываются способности, интересы, темп продвижения каждого ребенка независимо от уровня исходной подготовленности.

В свою очередь мини - центры смогут охватить все направления развития воспитанников, согласно требованиям ФГОС ДОО: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое.

Организация работы мини - центров планируется как в каждой группе, так и спортивном, музыкальном залах и сенсорной комнаты. Места расположения мини-центров будут определены с учетом интерактивности и полифункциональности пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.

Размещение мини-центров позволит выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации.

Данный Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования.

Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении ими большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в свою практическую деятельность. Среди ассортимента интерактивного оборудования наибольшим спросом в образовательных учреждениях пользуются интерактивные приставки «Mimio». Интерактивная приставка «Mimio» похожа на проекционный экран, ставший уже привычным в учебной аудитории: на гладкую поверхность (маркерную или обычную школьную доску, стену) проецируется изображение с компьютера. Но главное в устройстве «Mimio» – не способ вывода информации, а возможность управлять экранным изображением. Удобство данной системы в том, что педагог или ребенок, взяв в руки специальный стилус, имеет возможность делать зарисовки, выделять, передвигать, нажимать, управлять и всё это происходит в игровой форме. Свободно передвигаясь, педагог имеет возможность уделять внимание отдельным детям и более эффективно управлять их вниманием. Инновационный продукт «Mimio» позволяет, с одной стороны погрузить детей в интерактивную среду, наиболее достоверно отображающую целостную картину мира, а с другой стороны, ребенок оказывается в этой среде не пассивным наблюдателем, а активным участником. Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам: • развивающего образования; • научной обоснованности и практической применимости;

• соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; • интеграции образовательных областей; • решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей; • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры. Таким образом, инновационный продукт «Mimio» соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Также в современном мире крайне актуальна ЛЕГО – педагогика.

ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольные учрежденья. Дети любят играть в свободной деятельности. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Как известно, применение ЛЕГО способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Основные принципы:

-доступность и наглядность -последовательность и систематичность обучения и воспитания

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей ЛЕГО развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь. ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях. Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями. В нашем детском саду в настоящее время функционирует «ЛЕГО - комната». Мы активно используем инновационные продукты «Mimiо» в тесной взаимосвязи с лего – конструированием, что позволяет в простой и интересной форме строить процесс обучения детей. Каждое занятие погружает детей в новую среду, перемещает их в другое место, позволяет им фантазировать и реализовать свои творческие идеи. На каждую неделю разрабатывается проект по определенной лексической теме. Данные проекты используются как элемент образовательной деятельности (логическая игры, игры на развитие памяти и внимания, игры на различные классификации, проведение физкультурной минутки и т. д.).

К. Д. Ушинский писал, что ребенок должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, воспитатель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie-lego1_ien98.pptx | 11011,92 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством метода проектной деятельности» Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Мастер-класс для педагогов Тема: «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Цель:повысить.

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность» Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Актуальность темы Метод проекта.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно .

Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно – ролевую игру в соответствии с требованиями ФГОС. Дошкольный возраст.

Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Ерофеева.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Ребенок с нарушением зрения.

Развитие познавательной активности дошкольников Статья на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников».Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у дошкольников средствами ИКТ-насыщенной среды
Опубликовано: 15 июля 2018 в 09:01
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД