Папки-передвижки

Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность

Елена Корниенко
Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Публикация «Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность» размещена в разделах

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе,техническими,соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать :

- игровую,познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. С одной стороны,она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

Объективная насыщенность и напряженность образовательной среды зависит от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОО. Стандарт предусматривает возможность реализации различных образовательных программ, в том числе разными структурными подразделениями организации, парциональных образовательных программ, направленных на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности, культурных практиках. Таким образом, основная образовательная и парциональные программы позволяют варьировать содержание образовательного процесса, что оказывает влияние на насыщенность и напряженность образовательной среды. Разумеется, насыщенность и напряженность следует оценивать через призму индивидуальности, возраста и психических особенностей воспитанников ДОО.

Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность.

Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение ограничений, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, педагогами, помощниками воспитателей и др.) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

- отсутствие необоснованных запретов;

- продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;

- отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;

- субъективное личностное общение с ребенком;

- предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);

- возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса;

- возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т. д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени – отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело);

- открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия;

- поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;

- наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими;

- удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:

- сверхсильная стимуляция;

- принятие за ребенка решений и выполнение за него действий;

- манипуляция ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;

- ограничение детской инициативы и активности;

- неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении;

- формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и о мире, введение его в заблуждение, обман;

- использование неадекватной системы поощрений и наказаний;

- непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;

- непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы, отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;

- непредсказуемость жизнедеятельности во времени.

Образовательная среда должна позволять выстроить границы между «Я» и «не – Я» сначала материально (столик рисования, персональный шкафчик, уголок уединения и т. д., а затем и в социальном взаимодействии, обстановка должна напоминать ребенку о правилах общения. Таким образом среда способна выделять отдельного индивида и формировать у детей взаимное уважение к границам личности. Освоение социальных норм и правил позволяет личности проявлять свою индивидуальность внутри определенных границ, задаваемых обществом, и тем самым создавать условия другим для свободного самовыражения в рамках установленных границ.

Ключевыми психологическими характеристиками среды как пространства личности выступают территориальность, телесный комфорт и безопасность, личные вещи,возможность реализовать вкусовые временные предпочтения. Доктор психологических наук С. К. Нартова – Бочавер указывает на то,что окружающая среда должна обеспечить ребенку чувства места,переживания пространства ДОО как своего, близкого и безопасного. Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности,которое нарушается другими только с согласия самого ребенка (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и т. д.).Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка. Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и доверительности тех отношений, в которые ребенок вступает.

Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно, но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника.

Еще один аспект личностного восприятия среды – персональные вещи – своеобразные символы личности, способы презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также являются маркерами интимной территории.

Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом).

Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой:

- допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;

- стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.

Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.

Развиваясь в определенной «жизненной среде», ребенок адаптируется к ней через процессы приспособления и преобразования (ассимиляции и аккмодации). Представления ребенка об окружающем мире и о себе в нем становятся одной из задач конструирования образовательной среды, направленной на формирование позитивной, возрастно-нормативной идентичности.

Представления об окружающем мире в самом широком смысле слова, моделируемые образовательной средой, определяют формирование такого компонента представлений о себе, как «средовая идентичность».

Одной из технологий формирования «средовой идентичности» может быть создание «места поведения», то есть объективных, ограниченных во времени и пространстве ситуаций, которым свойственен определенный набор действий и моделей поведения. Подобные ситуации могут быть связаны с различными поведенческими моделями пребывания детей в общественных местах, выполнением социальных норм и правил и т. п. Существуют типичные нормы поведения, системы отношений и взаимные ожидания, предсказуемо связанные между с конкретной территорией и временем. Такие «места поведения» помогают ребенку ориентироваться в социальном мире.

Публикации по теме:

Обогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игрОбогащение образовательной среды. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет)Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.

Персональный блог педагога как часть информационно-образовательной средыПерсональный блог педагога как часть информационно-образовательной среды Два года назад в детском саду нам предложили создать каждому педагогу персональный сайт. А так как я еще веду кружок по рисованию, то и.

Персональный сайт педагога как часть информационно-образовательной средыПерсональный сайт педагога как часть информационно-образовательной среды Хочу поделиться приятной новостью. 30 января 2020 года были подведены итоги муниципального этапа конкурса «Лучший образовательный сайт –.

Пополнение образовательной среды развивающими играмиПополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.

Прогулочный участок как часть образовательной средыПрогулочный участок как часть образовательной среды Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Самоанализ непрерывно образовательной деятельности «Пожарная безопасность» Коллеги, вашему вниманию была представлена непосредственная образовательная деятельность, которая разработана для детей средней группы в.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельностьОбогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том,как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность
Опубликовано: 4 октября 2021 в 23:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность» (включая файлы) размещена пользователем Елена Корниенко (УИ 2753728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД