Глущенко Елена Юрьевна
Невербальное общение и его роль в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление хочу начать с притчи.
Однажды седобородый философ и одноглазый вор вели на языке жестов беседу о смысле жизни. Философ показал вору один палец; в ответ вор показал два пальца; тогда философ показал три пальца, а вор ответил тем, что показал кулак; после этого философ сделал жест, имитирующий процесс питья из большой чаши; вор в ответ показал ему луковицу. На этом беседа завершилась, и собеседники разошлись, очень довольные собой и друг другом.
Публикация «Невербальное общение и его роль в работе педагога» размещена в разделах
Один из любопытных свидетелей беседы обратился к философу за разъяснением её содержания. "Мой собеседник оказался очень мудрым человеком", - сказал философ. Сначала я сказал ему, что плохо жить одному. На что он мне ответил, что, конечно, вдвоем жить лучше. Тогда я сказал ему, что еще лучше, когда в семье трое, имея в виду ребенка. Он согласился и заметил, что ребенок сплотит семью. И жизнь пойдет полной чашей, отметил я напоследок, а он, показав луковицу, как бы сказал, что тогда даже мелкие неприятности не будут омрачать радости жизни".
Свидетель усомнился в интерпретации философа и пошел за разъяснениями к одноглазому. "Он - ничего, парень смелый, но куда ему против меня!", - сказал вор. " Сначала он говорит мне: Эй ты, одноглазый черт", на что я отвечал: "А ты со своими двумя не очень-то задавайся". А он никак не уймется: "А ведь на двоих-то у нас всего три глаза". Тут я показал ему кулак. Он испугался и решил мириться. "Выпьем что ли? - предложил он, на что я ответил: "Иди за бутылкой, закуска найдется".
- Как вы думаете, почему общаясь языком жестов, собеседники поняли друг-друга по-разному?
Слайд Выразительность речи зависит от умелого использования людьми невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи.
По данным французского исследователя Француа Сюдже, только 7%
информации во время общения мы черпаем из содержания высказывания «Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли»; 38% - интонация, 55% достоверной информации – через позу, мимику выразительные движения.
Невербальная сторона является значимой частью процесса общения. Поза, положение рук, жестикуляция, мимика, взгляд, интонация голоса - все это создает смысловой фон общения. Невербальная коммуникация помогает понять собеседника, информирует нас о том, как собеседник нас слушает.
Средства невербального общения всегда нужным образом задействованы в ходе воспитательного процесса, несмотря на то, что, чаще всего, педагог не осмысливает их значения. Общепринято, что во взаимосвязи педагога с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение происходит по нескольким каналам:
• мимика;
• прикосновение;
• взгляд;
• жесты.
Немного остановимся на разборе каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «педагог-ребенок».
Слайд Мимическая сторона общения очень важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вОвремя появившаяся улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению может весомо помочь в установлении контактов.
А. С. Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».
Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.
Многие педагоги считают обязательным создавать «особое выражение лица» для воздействия на детей. Слайд Часто - это требовательное выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, придуманный образ, считается, что оно способствует хорошему поведению детей, облегчает управление группой. Так же, существует достаточно известное явление – «определенное лицо для определенного ребенка». Но, как профессионал, воспитатель обязан владеть своим поведением в такой мере, чтобы этого избегать.
Важнейшей для коммуникативной функции для Л. Н. Толстого является улыбка. Слайд Лев Николаевич описывал около ста разновидностей улыбки. Педагогу необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая - отталкивает детей. Слайд И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает.
Сейчас мы с вами проведем упражнение в прочтении мимики и управлении мимикой: «Как поживаете?» Играет первый ряд.
Вы должны мимически отреагировать на вопрос «Как поживаете?» следующим образом: первый спрашивает у следующего «Как поживаете?», тот отвечает мимикой. Первый должен ответить правильно ли он его понял. («Спасибо, хорошо»; «неважно»; «не могу даже, и ответить»; «очень хорошо живу»; «мерзко»; «более хорошо, чем плохо»; «супер»; «да так себе»; «хотелось бы лучше»).
Молодцы, отлично справились с упражнением1
Слайд Следующее средство невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Применение прикосновения очень важно при работе с детьми. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку.
Не прерывая занятие, педагог может вернуть к работе отвлекшегося ребенка, коснувшись его руки, плеча, успокоить возбужденного, отметить удачный ответ.
Стоит проследить за диапазоном прикосновений неприятных, цель которых - что-либо забрать у ребенка, прервать его шалость и пр. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют его избегать педагога. Неприятно для ребят прикосновение, несущее оттенок давления, силы - это заставляет готовиться к отпору.
Прикосновения, способствующие контакту должны быть мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные.
Слайд Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд, которым он выражает свое отношение к ребенку, его поведению.
Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, дает возможность педагогу увидеть сразу всех детей, но не позволяет вглядываться в каждого из них в отдельности. Действие взгляда, тем сильнее, чем ближе к воспитателю находится ребенок.
Особенно большое влияние оказывает пристальный взгляд, который может быть и неприятным.
Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ребенка дает право поддерживать обратную связь.
Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с воспитателем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.
Упражнение «Взгляд».
Уважаемые педагоги, распределитесь парами. Один из вас воспитатель, другой – ребёнок. Потом поменяетесь. Воспитатель должен продемонстрировать взгляд на ребенка:
1. С настойчивым запретом.
2. С безмерным удивлением.
3. С гневом.
4. С радостью.
5. С презрением.
Теперь поменяйтесь ролями
6. С жалостью.
7. С любовью.
8. С гордостью.
9. С обожанием.
10. С тревогой.
Слайд Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Жесты могут рассказать: о национальности, характере, о темпераменте, об отношении к партнеру, oб эмoциoнaльном состоянии человека.
Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.
Если движения педагога порывисты и нервны, то в результате возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
Значительными возможностями концентрации внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, чаще всего, привлекает внимание детей. Среди средств организации внимания почти всеми педагогами активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания.
Жесты могут сопровождать рассказ педагога, с их помощью может реализовываться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Совместная деятельность педагога и детей предполагает обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста педагог часто «включает» ее, повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки, или завершает контакт. Жесты являются неотъемлемым компонентом обратной связи, без понимания которого трудно адекватно оценивать состояния ребенка, его отношения к педагогу, сверстникам.
Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью детей. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.
Жесты педагога часто становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного применения жестов, которые отвлекают их от выполняемых разного рода заданий. К культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.
Сейчас, я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Вы должны прочитать, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Затем карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами невербального общения, нельзя ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». Для данного упражнения мне нужно 10 человек. Раздаю карточки.
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
Слайд Еще я хотела бы сделать акцент на внешнем виде педагога, который играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение.
В структуру невербального поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами. Поэтому, всегда следите за своим внешним видом!
Слайд Итак, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значимое место в процессе взаимодействия педагога с детьми. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, воспитатель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.
Хотелось бы, уважаемые коллеги, чтобы у Вас
- интонация была изменчивой и подвижной;
- дикция – четкая, разборчивая;
- темп речи умеренный;
- мимика выразительная;
- соблюдался контакт глаз;
- жестикуляция - сдержанная;
- позы - свободные;
- внешний облик - эстетичный.
Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства педагога. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания.