МААМ-картинки

Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования

Раиса Николаевна Кочеткова
Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

(слайд 2). К сожалению, в последние годы в нашей стране и во всем мире сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое, особое развитие. В настоящее время общество и государство пересматривает свой подход к образованию и развитию таких детей.

Когда я готовила этот проект, наткнулась на крик души девушки-инвалида. (слайд 3). Я хочу Вам зачитать те строки, которые она написала.

"Сегодня по пути из магазина,

я услышала какую-то возню за своей спиной…

Оглянувшись раз-другой, я поняла в чём дело…

Публикация «Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования» размещена в разделах

Две девочки лет 1214 шли следом и в точности повторяли каждое моё движение, истерически хохоча… К горлу подкатил ком, сердце учащенно забилось… Хотелось подойти к ним, что-то высказать, постыдить, но я ведь понимаю, что это вызвало бы ещё больше радости с их стороны, а возможно и оскорбления. И тогда мне на ум в очередной раз пришла мудрая заповедь: «не суди»! Ведь осуждая тех, кто осуждает меня, чем я буду мудрее? Я ускорила шаг и молча пошла домой… Молча… А так хотелось закричать: «ЧЕМ, НУ ЧЕМ Я ХУЖЕ ВАС! ВЕДЬ ВЫ ТОЖЕ НЕ ЗАСТРАХОВАНЫ ОТ БЕДЫ! И НЕ ЗНАЕТЕ БУДУТ ЛИ ЗДОРОВЫ ВАШИ ДЕТИ…» Господи, как же непросто привыкнуть к этому, даже будучи взрослым человеком, а детям маленьким каково… Да и почему тысячи подобных мне людей должны к этому привыкать? А не должно ли наше общество наконец уже привыкнуть правильно воспитывать подрастающее поколение и приучать к корректному отношению к людям с ограниченными возможностями? Ведь несмотря на множество программ, олимпиад и рекламы о том, что ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛЯТСЯ, увы, до сих пор для многих детей инвалиды остаются подобны инопланетным существам!"

Мне кажется, эти слова как нельзя лучше иллюстрируют то, что в обществе назрела острая необходимость менять свое восприятие мира и формировать правильное отношение к людям с особыми потребностями у подрастающего поколения.

(слайд 4). Если для простого обывателя термин «инклюзия» не всегда знаком, то в речи педагогов и чиновников от образования уже прочно закрепились такие понятия, как «инклюзивное образование», интеграция, «доступная среда».

В нашей школе практика обучения таких детей существует с 2016 года.

(слайд 6). В соответствии с требованиями ФГОС, большое значение в процессе обучения таких детей отводится коррекционно-развивающей и воспитательной работе. В связи с этим, значительная нагрузка ложится на педагогов коррекционного образования. В нашей школе эта команда представлена скромно: учителем-логопедом и педагогом-психологом. Однако, наша работа будет каплей в море без активного воспитательного и развивающего воздействия на ребёнка с ОВЗ учителей начальных классов, учителей физкультуры, музыки, без помощи и содействия администрации школы. Работа в тесном взаимодействии позволяет нам обеспечивать разностороннее развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Работая с любым ребенком, логопед волей-неволей оказывается вовлечен в работу по коррекции ВПФ. (слайд 7). Поэтому совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога начинается уже на этапе первичной диагностики ребенка с ОВЗ. В условиях школы первичное обследование проводится в начале учебного года, с 1-15 сентября. Работая бок о бок, мы сравниваем полученные результаты, согласовываем направления работы, программы и расписание занятий. Совместно подбираем методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речи, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.

(слайд 8). Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает наиважнейшее влияние на формирование личности ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников так важно выстроить процесс взаимодействия между учителем и логопедом.

Уже на этапе первичного обследования логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития ребенка, его потенциальные возможности, а также возможные сложности в обучении. В этот же период логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы для согласования определенных тем, изучаемых по чтению и русскому языку. Логопед регулярно участвует в ШПОУ начальных классов, в проведении родительских собраний, организуемых классным руководителем.

Учитель же, в свою очередь, знакомит логопеда с поведенческими и социальными особенностями ребенка. Через классного руководителя логопед поддерживает связь с родителями.

Совместно составляется и утверждается расписание занятий. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то он помогает контролировать посещение логопедических занятий детьми с ОВЗ.

(слайд 9). Учитель музыки готовит и развивает основу для формирования музыкальных способностей ребенка (музыкальный слух и память, певческое дыхание, чувство ритма) тем самым, дополняя работу учителя-логопеда, проводит работу по формированию фонематического слуха и восприятия.

Основными задачами совместной работы учителя музыки и учителя-логопеда являются :

- формирование правильного речевого и певческого дыхания,

- развитие умения изменять темп, силу и высоту голоса;

- формирование фонематического восприятия, музыкального слуха;

- развитие просодики, ритмико-мелодичной стороны;

- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;

- обогащение словарного запаса детей с ОВЗ;

- развитие навыков релаксации на фоне прослушивания музыки, пения,

- воспитание музыкально-ритмических движений.

(слайд 10). Еще академик Павлов доказал, любая мысль заканчивается движением, двигаясь, ребенок развивается. Физкультура для детей с ОВЗ в школе — важный предмет, он учит ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполняет дефицит двигательной активности с учётом конкретного дефекта, формирует морально-волевые качества. Учителя физкультуры развивают двигательные умения и навыки, тем самым, способствуя развитию общей моторики, навыков ориентирования в пространстве. Дети учатся различным способам регулирования эмоционального состояния. В работе с особыми детьми, педагог использует разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику. Использование подвижных игр с проговариванием способствует развитию коммуникативных способностей ребенка, а выполнение заданий со счетом или выстраиванием слов помогает развитию интеллектуальных способностей.

(слайд 10). Контакт логопеда с воспитателями ГПД осуществляется на всех этапах коррекционной работы и начинается одновременно с началом учебного года. При зачислении ребенка в первый класс, воспитатели ГПД помогают логопеду провести сбор анамнестических сведений и анкетирование родителей. Это позволяет спланировать совместную работу с учетом особенностей ребенка. По рекомендации логопеда, воспитатель ГПД создают определенные условия для обучающихся с ОВЗ: оказывают грамотную помощь в выполнении домашних заданий, способствуют организации речевого режима для заикающихся, следят за посещением детьми логопедических занятий. Неоценимую помощь ребенку оказывают воспитатели ГПД закрепляя с ребенком отработанные на логопедических занятиях навыки. Моделируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения. Во время прогулок воспитатель организует экскурсии, подвижные речевые игры, которые способствуют активизации словаря и развитию активной речи учащихся, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы и состояние речи ребенка.

(слайд 14). Одним из важнейших звеньев взаимодействия педагогов в инклюзивной практике является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, на заседаниях которого ведётся комплексная работа по обсуждению целостного портрета школьника, определению содержания видов деятельности, выявлению проблем и определению путей ПМП-сопровождения, отслеживанию динамики его социализации. На этапе согласования деятельности ПМПк происходит консультирование родителей, педагогов, специалистов школы.

(слайд 11). Деятельность каждой общеобразовательной организации должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение преемственности в реализации инклюзивного подхода.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, постепенное изменение содержания, форм, методов, обучения и воспитания.

Повсеместная реализация инклюзивного образования началась с 2016 года, самые старшие ее участники в этом году обучаются в 3 классе. Педагоги, начального звена уже наработали некоторый опыт. С целью распространения этого опыта и знакомства педагогов среднего и старшего звена с особенностями работы в условиях инклюзии, в МБОУ СОШ № 1 регулярно проводятся педагогические советы, на которых команда, работающая с обучающимися с ОВЗ знакомит педагогический коллектив с опытом, наработанным за 3 года работы в условиях инклюзии.

Критериями оценки эффективности взаимодействия педагогов в инклюзивной практике являются :

успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой;

отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительной причины;

положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости учеников с ОВЗ;

наличие друзей у детей с ОВЗ среди одноклассников;

активность участия детей в системе дополнительного образования;

участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ;

участие детей и подростков в коллективных видах деятельности;

успешность последующей социализации.

(слайд 14). Если посмотреть на критерии оценки эффективности работы команды педагогов в условиях инклюзии, то мы с гордостью можем сказать, что процесс адаптации и социализации у наших детей проходит вполне успешно. Они общаются с другими детьми, находят друзей, адаптируются к образовательному пространству, и помимо этого, овладевают адаптированной образовательной программой начального общего образования.

Естественно, что все перечисленные направления и нюансы коррекционной работы находятся в прямой зависимости от особенностей психической деятельности и состояния нервной системы ребёнка.

Слайд 15. Необходимо помнить, что процесс социализации и адаптации школьника с ОВЗ в образовательной среде не может протекать стихийно. Он в обязательном порядке должен управляться педагогами.

Грамотные слаженные действия всех участников образовательного процесса, позволяют нам организовать всестороннее воздействие на ребенка. (слайд 16). Через использование полисенсорного и кинетического компонента, через тактильные ощущения и ощущение собственного тела, максимально активизируя работу нарушенных анализаторов, мы стимулируем детей к активному познанию, к стремлению получать информацию из окружающего мира.

(слайд 17). Как гласит восточная пословица, даже двигаясь маленькими шагами, можно добиться больших успехов.

Работая в тесном сотрудничестве, мы медленно, но верно движемся к главной цели –преодолению причин школьной неуспешности у детей с ОВЗ и благоприятной социализации ребёнка в обществе.

И хочется надеяться, что в скором времени и общество научится принимать этих детей такими, какие они есть, со всеми особенностями и недостатками.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образованияВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования о свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества.

Презентация «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения» Беседа для родителей. Беседа с родителями «Семейные традиции» Цель – информировать родителей о важной роли семейных традиций в воспитании.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Сопровождение семей с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного процесса Инклюзивный образовательный процесс характеризуется тем, что совместно воспитываются и обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Современные аспекты подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях специального инклюзивного образования Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями в экологическом воспитании Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – одна из важных задач детского сада. Работа с семьей по воспитанию.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социумом Наш детский сад на основе договора сотрудничает со следующими организациями: Управа Октябрьского округа, поликлиника №3 г. Якутска, ЗАО.

Взаимодействие специалистов ДОО в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу Авторы: Ермакова С. Г., Мотина А, А Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой.

Взаимодействие специалистов в МДОУ Взаимодействие специалистов в МДОУ Старший воспитатель Осуществляет координацию деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС. Одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 20:32
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие логопеда и специалистов образовательного учреждения в ходе реализации инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Николаевна Кочеткова (УИ 1163544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД