Лучший педагог года

Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Блинова
Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.

Публикация «Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое воспитание, взаимодействие, формы работы, родители, педагоги.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольников. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.

Экологическое состояние нашей земли, отвергнутое отношение к этой проблеме со стороны мирового сообщества, создают большие предпосылки для рассмотрения этой ситуации со стороны педагогов. Отношение личности к окружающей среде, к самому себе и другим людям необходимо формировать со ступени дошкольного детства. Целью работы является становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. В процессе работы решаем следующие задачи:

• развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника;

формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

• воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы.

Данную работу необходимо строить по двум направлениям: первое – формирование начал экологической культуры у детей, второе – развитие экологической культуры взрослых.

Современная модель взаимодействия ДОУ с семьёй основана на формировании межличностного общения, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к своим взглядам и установкам по воспитанию детей.

Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно :

1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;

2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;

3. сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности);

4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.

Воспитание экологической культуры ребёнка без активного участия родителей невозможно. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах экологического воспитания детей.

Формы взаимодействия педагога с родителями по формированию экологической культуры дошкольников.

В настоящее время при взаимодействии с родителями целесообразно использовать как традиционные, так и интерактивные формы. Традиционные формы проверены временем и направлены на педагогическое просвещение родителей. Оно может осуществляться в двух направлениях:

- внутри детского сада родителями воспитанников ДОУ);

- за пределами детского сада (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

Использование интерактивных форм позволяет установить доверительные отношения с родителями, привлечь их внимание к ДОУ. При интерактивных формах работы процесс взаимодействия построен таким образом, что все участники образовательного процесса вовлечены в процесс познания и обсуждения. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными. Например, обмен опытом семейного воспитания по экологическому воспитанию ребёнка, выработка общего мнения, сплочение группового коллектива (привлечение родителей к изготовлению скворечников и кормушек, атрибутов и костюмов для экологических праздников, озеленению участка группы) и др. Интерактивные формы строятся на основе диалога с семьями воспитанников.

Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры старших дошкольников реализуется через использование следующих форм работы.

1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями (опрос, анкетирование, мониторинг).

2. Досуговые формы организации общения призваны установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам работы можно отнести совместные с родителями тематические развлечения («День Земли», викторины «Знатоки природы», «Лес и его обитатели», фольклорные праздники («Русская берёзка», литературные вечера (по творчеству детских писателей – натуралистов В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, конкурсы детско – родительских поделок («Чудо с грядки», «Что нам осень подарила?») и экологических плакатов.

3. Наглядно-познавательные формы позволяют знакомить родителей с методами и приёмами экологического воспитания в ДОУ и условиях семьи. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, материал родительского уголка, организацию выставок и т. д. Основная цель данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами экологического воспитания детей в детском саду (группе). К ним можно отнести: запись на диктофон бесед с детьми о природе, видеозапись различных мероприятий (ООД, викторины, экскурсии, целевые прогулки по экологической тропе и др., фотографии, стенды, ширмы, папки – передвижки. На информационном стенде можно оформить «Уголок эколога» (или «Эколята - дошколята», где вниманию родителей педагоги представляют несколько рубрик («Экологические новости», «Музыка и природа», «Интересное рядом», «Природа глазами ребёнка», рекомендации («Прогулка с пользой», «Учимся наблюдать», «Птичья столовая»). Воспитатели могут организовать совместно с родителями выпуск экологической газеты («Берегите воду!», «Птицы зимой», «Лекарственные растения нашего края»). В разделе «Играем дома» родители узнают, какие игры и упражнения способствуют экологическому образованию детей («Что за чем», «Цепочки питания», «Кто, где живёт?», «Я знаю пять названий.», «Зимующие – перелётные»). Обязательно на стенде размещают информацию о достижениях детей.

Родителей воспитанников можно привлекать к участию в экологических акциях («Покормите, птиц зимой!», «Посади дерево», «Берегите ёлочку», «Первоцветы», они становятся активными помощниками педагогов и детей при подготовке и проведении акций.

4. Виртуальные формы работы. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями. Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами: ознакомление с новостями, информационно - консультативным материалом на сайте ДОУ, обсуждение интересующих вопросов на форуме, проведение опросов, анонсирование мероприятий в ДОУ, просмотр фотогалерей в закрытых родительских группах.

Таким образом, использование в ДОУ данных форм взаимодействия с родителями по формированию экологической культуры дошкольников позволяет повысить родительскую компетенцию, родители принимают активное участие в воспитании и образовании своих детей, не занимают позицию стороннего наблюдателя. Такое взаимодействие помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Родители в первую очередь должны стать примером для детей, так как они являются главным авторитетом в их жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей. / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева - Москва, 2015

2. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. /Т. Н. Зенина – Москва, 2008

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2022 в 20:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД