Юлия Юрьевна Глибошина
Взаимодействие с семьями воспитанников через организацию оформления портфолио детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьями воспитанников через организацию оформления портфолио детей
Выполнил:
Воспитатель высшей категории
второй младшей группы
Глибошина Ю. Ю.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Солнышко»
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира
– от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников через организацию оформления портфолио детей» размещена в разделах
Детство – особый период жизни, отведённый для общей ориентации в сложно организованном мире. Детство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребёнок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлениях о самом себе, на его представления о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребёнка занимает семья.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно обозначена идея о необходимости смены ориентиров образования: с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой идеи возможно, если образовательный процесс будет индивидуализирован, ведь только на основе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются особенности, уникальные способности воспитанника. Таким образом, индивидуальный подход – основа личностно-ориентированного обучения воспитанников.
Одним из методов индивидуализации процесса обучения является внедрение «Портфолио воспитанника».
Портфолио – перспективная форма представления индивидуального творческого, интеллектуального, духовно-нравственного развития воспитанника. Портфолио – это система накопления.
Работа над портфолио направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.
Актуальность проблемы я вижу в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями воспитанников.
Поставленная цель: индивидуализировать каждого ребёнка в процессе воспитания через взаимодействие с родителями в оформлении «портфолио детей».
Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
• диагностические: фиксирует изменения, рост за определенный период времени;
• целеполагательные: поддерживает учебные цели;
• мотивационные: поощряет достигнутые ребенком результаты;
• содержательные: раскрывает весь спектр выполняемых работ;
• развивающие: обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
• рейтинговые: показывает диапазон навыков и умений.
Задачи для родителей:
• привлечь родителей к воспитательному и образовательному процессу в детском саду;
• привести оформление портфолио в систему;
В ходе работы по внедрению портфолио мы столкнулись со следующими противоречиями:
- реализация не обеспечена программно-методическим сопровождением;
- превращение портфолио в «пакет» с рисунками;
- приведение оформления портфолио к единому мнению;
- затрачивание материальных средств.
Встал вопрос: Каким должно быть содержание Портфолио, чтобы работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку дошкольника, и удовлетворяло мнение родителей?
Для этого были разработаны этапы работы по внедрению портфолио дошкольника в образовательный процесс:
1. Постановочный: определить цель (портфолио будет – накопительный, информация за определенный срок); (портфолио - для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению). Определить функциональные обязанности участников образовательного процесса.
1.1. Проведение для родителей семинара-практикума “Все о портфолио дошкольника” (ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио). Разработка структуры портфолио, определяют взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
2. Работа педагога с детьми и родителями: рассматривание образца портфолио, объяснить, что мы вместе начинаем собирать папку и для чего. Заинтересовать ребенка в создании портфолио, чтоб он и его родители творчески подошли к оформлению.
2.1. Индивидуальная работа педагогов дошкольного учреждения с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
3. Поисковый: сбор информации.
3.1. Консультации с педагогами.
4. Заключительный: Оформление образца портфолио ребенка в совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
4.1. Мини-презентация портфолио дошкольника.
Малыш будет гордиться своими трудами и трудами своих родителей.
Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Собирая портфолио дошкольника, мы можем не только зафиксировать успехи малыша, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагогов, ребенка.
Вывод: Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать личностные качества, которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.
Библиографический список
1. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики. – М., 2005, №1.
2. Кочкина Н. А. Чернышева А. Н. Портфолио в ДОУ. – Скрипторий, 2003.