Пармузина Галина Александровна
Взаимодействие с социальными институтами как средство воспитания нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Сегодня остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Как показывает практика последних лет из-за дефицита внимания со стороны близких, взрослых, что происходит с дошкольниками :
- страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, её героях, традициях;
- равнодушно относятся к своим близким, не проявляют чувства сопереживания к своим сверстникам;
- из-за частых просиживаний около компьютеров (отсутствия встреч с живым словом) у детей наблюдается скудный словарный запас.
Публикация «Взаимодействие с социальными институтами как средство воспитания нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
К сожалению, не всегда достаточно развита в дошкольных учреждениях и система работы с родителями по проблеме нравственного воспитания.
Сейчас в государстве, в обществе происходят большие перемены. Последние события в стране (Олимпиада в Сочи, присоединение Крыма к России, когда на спортивных соревнованиях разной степени: чемпионаты Мира, Европы, олимпиад. заставляют Россию выступать под нейтральным флагом) подняли у людей волну патриотизма. Молодёжь по-новому начинает смотреть на свой флаг, на свою историю, традиции, Отечество. Патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребёнка. Многие учёные связывают возрождение патриотизма с первым шагом к возрождению России. В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Воспитание любви к своей Родине, восстановление ценностей традиционной культуры, чувство гордости за своих соотечественников, желание приумножить богатства своей страны и быть ей полезным формируются всюду: в семье, СМИ, на народных праздниках, в детском саду под руководством воспитателей, при чтении отечественной художественной литературы. Воспитательно-образовательный процесс по нравственно-патриотическому воспитанию более эффективен, если детский сад систематически и качественно сотрудничает с социальными учреждениями города (с библиотеками, школами, музеями). Это помогает подготовить детей к более лёгкой адаптации в новой социальной среде, развивают коммуникативные качества, увеличивает их творческие потенциалы.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. В контексте данной проблематики, в дошкольном образовательном учреждении таким подходом является организация работы по воспитанию патриотических чувств в рамках взаимодействия социальных партнёров. Это взаимодействие представлено в следующий модели:
Основной целью работы является формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Отечеству, готовности его защищать; развитие коммуникативных качеств в условиях социального партнёрства.
Задачи:
- знакомство детей с биографией русских и советских писателей и поэтов и их творчеством;
- приобщение детей к произведениям художественной литературы;
- развитие культуры русского языка;
- обеспечение исторической преемственности поколений;
-знакомство детей с достижениями и подвигами именитых земляков и соотечественников;
- воспитание чувства гордости и уважения к героям нашего времени, желание быть полезным своей Родине.
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Формы работы со школой: экскурсии в школу; • посещение школьного музея, библиотеки; • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок; • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; • участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом)
Формы работы с библиотекой:
- экскурсии в библиотеку с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин, встреч с ветеранами ВОВ;
- организация выставок детской художественной литературы;
- использование фонда библиотеки для организаций НОД с детьми;
- выставка детских работ по прочитанному материалу;
- оформление стенгазет для родителей о проделанной работе.
Формы работы с музеем:
- экскурсия в музей с проведением бесед с показом экспонатов музея;
- оформление выставки познавательной литературы по теме;
- просмотр мультфильмов, документального фильма по теме;
- оформление выставки работ по теме;
- оформление информации для родителей;
- выставка совместной творческой деятельности детей с родителями
Опыт работы нашей группы показал, что сотрудничество с библиотекой, музеем, воинской частью, школой делает учебно-воспитательный процесс более интересным, непринуждённым и качественным, так как:
- повышается уровень реализации стандартов в группе,
- повышается качество образовательных услуг,
- эффективно развиваются коммуникативные качества,
- позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей.
Совместно с детской библиотекой мы проводили множество мероприятий - знакомство с творчеством К. И. Чуковского, А. Барто, где дети могли не только участвовать в мини- спектаклях по его произведениям, но и познакомиться с их биографиями, посетить выставку книг. Всё это обогащает артистичность, словарный запас и развивает коммуникативные качества.
Также в библиотеке проводились интерактивные занятия, посвящённый проблеме нравственного воспитания «Уроки доброты», где ребята были активными участниками беседы, познакомились с «добрыми» книжками, принимали участие в сценках и играх по теме.
На встрече «Читаем о войне» ребята узнали много интересного о ВОВ, прикоснулись к будням войны, героическим подвигам своих соотечественников, слушали захватывающие рассказы о событиях тех дней. Ребята заинтересовались прозой и поэзией о тех незабываемых событиях, у мальчиков появился интерес к военным играм.
О богатстве и величии русского языка шла речь на встрече в библиотеке, посвящённой творчеству А. С. Пушкина. Ребята активно участвовали в викторине, смотрели мультфильмы по сказкам, отгадывали загадки, с интересом смотрели выставку книг, цитировали стихи и произведения поэта. Некоторых детей после экскурсии родители записали в библиотеку. В группе воспитанники после таких экскурсий обязательно отображали свои впечатления о встрече в рисунках. После таких встреч дети осознают, как богат, могуч и величествен русский язык.
Очень важным условием в воспитании у детей чувства патриотизма является тесная связь с родителями. Этого нам удалось добиться. Известно, что прикосновение к истории своей семьи у ребёнка вызывает сильные эмоции.
Совместная работа с музеем позволила более полно и доступно рассказать и показать материал об истории малой Родины, её культурными традициями. Дети не только посмотрели своими глазами на экспонаты, потрогали их, что вызвало у них неописуемый восторг.
Таким образом, взаимодействие с разными социальными партнёрами позволяют воспитывать в дошкольнике патриота своей Родины с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, среди которых большое значение будет иметь гражданственность, патриотизм, ответственность за своё Отечество, желание его защищать и приумножать богатства своей страны.