Ирина Якушева
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В сопровождении ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых. Необходимость соблюдения единого коррекционного режима и обязательная координация, интеграция работы специалистов вытекает из особенностей и возможностей ребенка – речевых, двигательных, особенностей его памяти, восприятия, мышления. Энергетические запасы, которые идут на осуществление двигательной, эмоциональной, интеллектуальной и речевой деятельности, у каждого человека ограничены. Именно в руках взрослых, которые работают с ребенком, находится то, как они будут потрачены — эффективно или нет, и с какими последствиями. Без согласованной работы и взаимодействия всех взрослых, работающих с ребенком, коррекционный эффект будет ниже, чем он мог бы быть. Экстенсивный путь сопровождения — за счёт большого набора двигательного, речевого, познавательного и другого материала, предложенного ребёнку разными специалистами — для детей с речевыми и другими нарушениями неприемлем. Здоровьесберегающим и эффективным является, всё-таки, интенсивный путь, суть которого заключается в совершенствовании форм организации работы с ребёнком, в согласованном взаимодействии взрослых, принимающих участие в развитии и жизни ребёнка. Грамотное взаимодействие специалистов и организация единого коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья прожить во времени, отведённом на нормализацию его речевых, моторных и психических функций.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Формы взаимодействия специалистов :
1) Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года. Такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения коррекционно-развивающего и здоровьесберегающего эффекта сопровождения. Для всех участников процесса важными являются сведения об уровне развития импрессивной речи ребенка, характере нарушений слухового и зрительного внимания и восприятия, о возможностях пространственной ориентировки ребёнка, а также общем способе взаимодействия ребенка с окружающим миром, от которых зависит качество восприятия и выполнения инструкций, качество участия ребенка в музыкальных занятиях. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова. Эти сведения фиксируются в бланках логопедического и педагогического обследования ребенка, а также корректируются в соответствии с данными динамического наблюдения и мониторинга в течение года. Трудности детей, без учёта которых невозможно эффективное построение оздоровительной работы, фиксируются в тетради взаимодействия логопеда и музыкального руководителя. В процессе обсуждения результатов диагностики мы обращаем внимание на следующие вещи:
- особенности коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка;
- особенности организации деятельности каждого ребёнка;
- состояние зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти;
- степень понимания речи (а значит – понимания вербальной инструкции);
- уровень развития активной речи; - состояние общей и мелкой моторики;
- состояние функции дыхания и голосообразования;
- общее состояние здоровья ребенка.
Грамотное внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям ребенка позволяет нам более эффективно спланировать коррекционно-развивающую работу по формированию невербальных и вербальных функций у детей, детализировать и реализовать индивидуально-дифференцированный подход, оказать детям индивидуальную помощь в ходе музыкальных занятий.
2) Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом ведущего нарушения и психологических особенностей детей. По итогам обсуждения результатов диагностики выстраивается план работы с ребёнком, план взаимодействия музыкального руководителя и специалистов группы, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году, обговаривается характер участия воспитателя, логопеда группы в музыкальных занятиях, характер индивидуальной помощи ребёнку.
3) Индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии, по согласованию с музыкальным руководителем. Так сложилось, что несколько лет подряд логопедический график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Как учитель-логопед, я имею возможность посещать музыкальные занятия. Посещение музыкальных занятий даёт мне, как логопеду и координатору, достаточно — в диагностическом, планирующем, консультационном и другом плане. Ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и логопеда в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним. Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям.
На фронтальных занятиях мы видим доступным дифференциацию приёмов работы с ребёнком и дифференцирование требований к выполнению задания каждым ребенком группы. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная, вербальная, эмоциональная.
4) Совместная разработка и проведение логоритмических занятий. Планирование и проведение занятий по логопедической ритмике — дело непростое. Необходимо учесть множество конкретных условий. Многое зависит от конкретного состава группы и индивидуальных возможностей детей, от профессиональной квалификации и занятости педагогов другими, не менее важными, коррекционными проектами. Совместная разработка и проведение логоритмических занятия является достаточно эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.
5) Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках. Стихотворный и песенный материал для индивидуального исполнения выбирается логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Очень важным здесь является подход к подбору речевого материала с учётом семейной ситуации – болезненное принятие родителями нарушений у ребенка, проживание ребенка в неполной семье, в семье опекунов. Вся эта работа немыслима без прямого участия всех педагогов группы.
6) Закрепление педагогами группы музыкального материала во время, отведённое для коррекционной работы с детьми. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т. д. Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей.
При ч ткой организации взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя последними используются:
o упражнения на различение звуков по высоте, вокальных упражнений;
o упражнения для выработки правильного фонационного выдоха
o работа над просодической стороной речи
o упражнения на развитие основных движений
o логоритмика
o музыкальные потешки по обучению грамоте в помощь учителю-логопеду
o упражнения для развития пальцевой моторики
o песни для формирования словаря, обобщающих понятий
o попевки в помощь учителю-логопеду для автоматизации поставленных звуков.
Основные этапы технологии взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя
Технология взаимодействия включает следующие этапы:
1-диагностический этап
Диагностика состояния потребностей музыкального руководителя в создании коррекционно-развивающей среды и потребности в поддержке учителя-логопеда.
2- организационно-аналитический
Выбор средств и форм взаимодействия, адекватный для всех воспитанников. Разработка плана осуществления взаимодействия.
3 – деятельностный
Действия музыкального руководителя по решению возникающих проблем; действия учителя-логопеда; координация действий обоих; прямая индивидуальная помощь.
4 – рефлексивный
Обсуждение успехов и неудач, констатация факта разрешения проблемы, осмысление и анализ учителем-логопедом и музыкальным руководителем нового опыта в профессиональной деятельности.
Условия эффективности взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя
- четкая организация соблюдения соответствия планирования в работе музыкального руководителя в соответствии с лексико-тематическим планом учителя-логопеда;
- правильное распределение нагрузки в течение дня,
- координация и преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательном процессе, логопедизация всего педагогического процесса.
- соблюдение режима дня и расписания непосредственно-образовательной деятельности, которые должны строиться с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.
Таким образом, созданием единой коррекционно-развивающей среды через систему взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, обуславливается достижение каждым реб нком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждаются возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивается социальная адаптация и интеграция каждого реб нка в обществе.