МААМ-картинки

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР (1 фото)

Ирина Якушева
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

В сопровождении ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых. Необходимость соблюдения единого коррекционного режима и обязательная координация, интеграция работы специалистов вытекает из особенностей и возможностей ребенка – речевых, двигательных, особенностей его памяти, восприятия, мышления. Энергетические запасы, которые идут на осуществление двигательной, эмоциональной, интеллектуальной и речевой деятельности, у каждого человека ограничены. Именно в руках взрослых, которые работают с ребенком, находится то, как они будут потрачены — эффективно или нет, и с какими последствиями. Без согласованной работы и взаимодействия всех взрослых, работающих с ребенком, коррекционный эффект будет ниже, чем он мог бы быть. Экстенсивный путь сопровождения — за счёт большого набора двигательного, речевого, познавательного и другого материала, предложенного ребёнку разными специалистами — для детей с речевыми и другими нарушениями неприемлем. Здоровьесберегающим и эффективным является, всё-таки, интенсивный путь, суть которого заключается в совершенствовании форм организации работы с ребёнком, в согласованном взаимодействии взрослых, принимающих участие в развитии и жизни ребёнка. Грамотное взаимодействие специалистов и организация единого коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья прожить во времени, отведённом на нормализацию его речевых, моторных и психических функций.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР

Формы взаимодействия специалистов :

1) Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года. Такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения коррекционно-развивающего и здоровьесберегающего эффекта сопровождения. Для всех участников процесса важными являются сведения об уровне развития импрессивной речи ребенка, характере нарушений слухового и зрительного внимания и восприятия, о возможностях пространственной ориентировки ребёнка, а также общем способе взаимодействия ребенка с окружающим миром, от которых зависит качество восприятия и выполнения инструкций, качество участия ребенка в музыкальных занятиях. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова. Эти сведения фиксируются в бланках логопедического и педагогического обследования ребенка, а также корректируются в соответствии с данными динамического наблюдения и мониторинга в течение года. Трудности детей, без учёта которых невозможно эффективное построение оздоровительной работы, фиксируются в тетради взаимодействия логопеда и музыкального руководителя. В процессе обсуждения результатов диагностики мы обращаем внимание на следующие вещи:

- особенности коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка;

- особенности организации деятельности каждого ребёнка;

- состояние зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти;

- степень понимания речи (а значит – понимания вербальной инструкции);

- уровень развития активной речи; - состояние общей и мелкой моторики;

- состояние функции дыхания и голосообразования;

- общее состояние здоровья ребенка.

Грамотное внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям ребенка позволяет нам более эффективно спланировать коррекционно-развивающую работу по формированию невербальных и вербальных функций у детей, детализировать и реализовать индивидуально-дифференцированный подход, оказать детям индивидуальную помощь в ходе музыкальных занятий.

2) Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом ведущего нарушения и психологических особенностей детей. По итогам обсуждения результатов диагностики выстраивается план работы с ребёнком, план взаимодействия музыкального руководителя и специалистов группы, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году, обговаривается характер участия воспитателя, логопеда группы в музыкальных занятиях, характер индивидуальной помощи ребёнку.

3) Индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии, по согласованию с музыкальным руководителем. Так сложилось, что несколько лет подряд логопедический график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Как учитель-логопед, я имею возможность посещать музыкальные занятия. Посещение музыкальных занятий даёт мне, как логопеду и координатору, достаточно — в диагностическом, планирующем, консультационном и другом плане. Ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и логопеда в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним. Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям.

На фронтальных занятиях мы видим доступным дифференциацию приёмов работы с ребёнком и дифференцирование требований к выполнению задания каждым ребенком группы. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная, вербальная, эмоциональная.

4) Совместная разработка и проведение логоритмических занятий. Планирование и проведение занятий по логопедической ритмике — дело непростое. Необходимо учесть множество конкретных условий. Многое зависит от конкретного состава группы и индивидуальных возможностей детей, от профессиональной квалификации и занятости педагогов другими, не менее важными, коррекционными проектами. Совместная разработка и проведение логоритмических занятия является достаточно эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

5) Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках. Стихотворный и песенный материал для индивидуального исполнения выбирается логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Очень важным здесь является подход к подбору речевого материала с учётом семейной ситуации – болезненное принятие родителями нарушений у ребенка, проживание ребенка в неполной семье, в семье опекунов. Вся эта работа немыслима без прямого участия всех педагогов группы.

6) Закрепление педагогами группы музыкального материала во время, отведённое для коррекционной работы с детьми. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т. д. Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей.

При ч ткой организации взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя последними используются:

o упражнения на различение звуков по высоте, вокальных упражнений;

o упражнения для выработки правильного фонационного выдоха

o работа над просодической стороной речи

o упражнения на развитие основных движений

o логоритмика

o музыкальные потешки по обучению грамоте в помощь учителю-логопеду

o упражнения для развития пальцевой моторики

o песни для формирования словаря, обобщающих понятий

o попевки в помощь учителю-логопеду для автоматизации поставленных звуков.

Основные этапы технологии взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

Технология взаимодействия включает следующие этапы:

1-диагностический этап

Диагностика состояния потребностей музыкального руководителя в создании коррекционно-развивающей среды и потребности в поддержке учителя-логопеда.

2- организационно-аналитический

Выбор средств и форм взаимодействия, адекватный для всех воспитанников. Разработка плана осуществления взаимодействия.

3 – деятельностный

Действия музыкального руководителя по решению возникающих проблем; действия учителя-логопеда; координация действий обоих; прямая индивидуальная помощь.

4 – рефлексивный

Обсуждение успехов и неудач, констатация факта разрешения проблемы, осмысление и анализ учителем-логопедом и музыкальным руководителем нового опыта в профессиональной деятельности.

Условия эффективности взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя

- четкая организация соблюдения соответствия планирования в работе музыкального руководителя в соответствии с лексико-тематическим планом учителя-логопеда;

- правильное распределение нагрузки в течение дня,

- координация и преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательном процессе, логопедизация всего педагогического процесса.

- соблюдение режима дня и расписания непосредственно-образовательной деятельности, которые должны строиться с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

Таким образом, созданием единой коррекционно-развивающей среды через систему взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, обуславливается достижение каждым реб нком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждаются возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивается социальная адаптация и интеграция каждого реб нка в обществе.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУВзаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ Дошкольное детство – наиболее оптимальный период для приобщения ребенка к миру музыки. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР
Опубликовано: 29 января 2023 в 08:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Якушева (УИ 1044407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД