Получи документы

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Светлана Глущенко
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОО) является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания и образования – детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Публикация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах

Дети с ЗПР составляют самую представительную группу среди «проблемных детей». Задача специалистов повлиять на дальнейшее безболезненное вхождение их в социальный мир, на то, чтобы ребенок с ограниченными возможностями смог адаптироваться в обществе.

Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

Основным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционного воздействия. В научных исследованиях на сегодняшний день показано и подтверждено практикой, что педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего возраста из-за пластичности психики.

Коррекционная помощь – это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами обучающих детей с задержкой психического развития на современном этапе, является создание единого коррекционно-образовательного пространства для повышения эффективности обучения и воспитания. Педагоги совместно создают у дошкольников своего рода «фундамент успешности», т. е. максимально развивают высшие психические функции (мышление, память, восприятие, формируют эмоционально-волевую сферу ребенка, развивают творческий потенциал, корректируют и компенсируют трудности развития.

Актуальность.

Модернизация российского образования, а также современный этап развития психологии, как науки, проявляют повышенное внимание к изучению особенностей и вариантов развития личности. Ряд факторов: социально-экономические, экологические и пр., порождают стремительный рост количества детей с какими-либо проблемами развития. Именно задержка психического развития является особо актуальной психолого-педагогической проблемой современного общества. В настоящее время широко используется следующее определение задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пренасыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнообразная по своему составу. Некоторые дети имеют негрубые нарушения центральной нервной системы вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает из-за соматической ослабленности, наличия хронических заболеваний, функциональной незрелости ЦНС, а также может стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Дети с ЗПР проходят тот же путь развития, что и дети, не имеющие отклонения в развитии. Однако, темпы развития у них - иные. Нормально развивающиеся дети учатся всему так быстро, что взрослые порой не замечают всех этапов, которые дети преодолевают на своем пути. Для «детей с иным мышлением» создаются специальные условия для развития, воспитания и обучения.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ЗПР, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

- создание единого коррекционно-образовательного пространства;

- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

- повышение уровня подготовки специалистов;

- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Специалисты, которые участвуют в коррекционном процессе, планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР.

Осуществляя коррекционную работу с детьми группы с ЗПР все педагоги – участники коррекционно-образовательного процесса работают в рамках одной лексической темы.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Успех организации взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса. А именно, создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработка интегрированного развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Когда в детском саду работают несколько узких специалистов, возникает потребность в перераспределении и распределении их функциональных обязанностей.

Развитие речи (дефектолог).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Расширение учителем-дефектологом картины мира : социального, природного, бытового окружения ребенка, рассматривание с детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения.

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Особенности организации работы учителя – логопеда и воспитателя в режимных моментах.

В старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с ЗПР с 4 недели сентября и по май (включительно) проводятся 2 фронтальных занятия и несколько индивидуальных занятий (не менее двух) с учителем-логопедом. Индивидуальные занятия не включаются в расписание занятий. Индивидуальные занятия с детьми учитель – логопед может организовывать в первую половину дня, в теплое время на участке во время прогулки.

Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом.

Основной этап взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи.

В течение всего дня педагог обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах:

- вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки. ;

- выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки, застегивать (пуговицы, мыть (руки, умываться (лицо) и т. д. ;

- заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда, включающих правильно произносимые детьми звуки;

Необходимо постоянное оречевление действий, которые выполняют дети во время проведения режимных моментов, т. е. во время одевания и еды, педагог многократно проговаривает названия предметов (шуба, шапка, ложка, чашка стул., произнося диалог - образец, в процессе которого педагог спрашивает и сам отвечает. Названия предметов произносятся медленно и четко. Например, что мы достали? Шубу. Что это такое? Шуба. Что сейчас мы надели? Шубу. Такие прямые инструкции как "Скажи", "Повтори!" не используются. Больше читаем вслух, рассказываем и показываем.

Таким образом, в работе педагога в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа. Важно стимулировать и поощрять речевую активность детей.

Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Кроме того, используются такие приёмы, как:

• выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;

• создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;

• опосредованное общение через игрушку;

• показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;

• составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;

• чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого.

«оречевление» действий детей : одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы : «Пошли мыть руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д. ;

• ответы на вопросы, обращения ребёнка;

• совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей;

совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничиваться пониманием инструкций взрослого;

• приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжё лыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки, чем моют (водой, мылом, щёткой, какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное, чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками).

В процессе игры педагог развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.

Успешнее процесс научения будет протекать при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т. д.»)

У детей с ЗПР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию.

Возможны такие варианты исправления ошибок, как:

• привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;

• предложение кому-то из детей исправить ошибки;

• повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.

Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с ЗПР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, с заданным ребёнку, и его ответом.

Для осуществления преемственности учитель-логопед ведет тетрадь взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателя.

Тетрадь взаимосвязи содержит рекомендации, игры и игровые упражнения в рамках изучаемой лексической темы по следующим направлениям работы :

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие дыхания, интонационной выразительности речи, мимики и жестов;

• развитие артикуляционной моторики;

• развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование слоговой структуры речи;

• развитие лексико-грамматических процессов;

• развитие связной речи;

• игры на развитие ВПФ.

Данная тетрадь взаимосвязи служит для логопедизации совместной деятельности воспитателей с детьми, и содержат материалы для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми после проведения занятий.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с несколькими детьми в день по автоматизации и дифференциации звуков и по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Работа воспитателя по заданию логопеда, по закреплению правильного звукопроизношения проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-логопедической работы :

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

Задания рассчитаны на учебный год с учетом недельного планирования логопеда. Ежедневно в утренние и вечерние часы выполняются упражнения на развитие общей моторики (речь с движением, причем воспитатели могут использовать и дополнительную литературу, упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики, а также на развитие лексико-грамматических процессов.

Во время вечерних дополнительных занятий выполняются задания на развитие фонетико-фонематических процессов, а также задания на развитие слухового, зрительного внимания и связной речи (эти задания можно на усмотрение воспитателей распределить по дням недели.) (например : понедельник – развитие слухового внимания, упр. 1, вторник –развитие памяти, среда – развитие зрительного внимания, четверг – развитие слухового внимания, упр. 2, пятница – развитие зрительного внимания и памяти (повторение). Связная речь – понедельник, пятница.

Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Публикации по теме:

Проектная деятельность логопеда в старшей группе компенсирующей направленности «Нейрозимушка», нейроигрыПроектная деятельность логопеда в старшей группе компенсирующей направленности «Нейрозимушка», нейроигры Проектная деятельность логопеда в старшей группе компенсирующей направленности "Нейрозимушка". Продолжительность: краткосрочный Участники.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Опубликовано: 30 апреля 2025 в 11:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Глущенко (УИ 275281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 мая 2025 вторник
Православная церковь отмечает день памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца. С детьми отмечаем день Георгиевской ленточки.
07 мая 2025 среда



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных