Мартьянова Светлана Николаевна
Эффективные формы взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ в ДОО
В семьях, где 9 месяцев родители ждали с нетерпеньем малыша, появление на свет "особого ребенка" всегда является трагедией. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи и, в первую очередь, мать находятся в состоянии эмоционального стресса. Такие семьи сталкиваются с медицинскими, экономическими, социально-психологическими и педагогическими трудностями, приводящими к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных и личных проблем.
Публикация «Эффективные формы взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ в ДОО» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Взаимодействие с семьей – одно из важнейших направлений деятельности воспитателя в ДОУ. В настоящее время очень малая часть родителей принимает активное участие в жизни ребенка в ДОУ, родители неохотно идут на контакт с воспитателем и их интерес ограничивается в основном как вел себя ребенок и что кушал. Исходя из этого можно сказать, что выявление наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями на сегодняшний день очень актуально. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем более активно родители участвуют в жизни ДОУ. У родителей повышается заинтересованность, компетентность, доверие к педагогам, специалистам и учреждению в целом, а так же снижается количество конфликтов между ДОУ и родителями, а результаты воспитания детей - улучшаются
Из собственного опыта можем сказать, что многие родители закрываются в себе, теряют друзей и отдаляются от родственников. Зачастую педагог становится единственными человеком, которому родители не боятся доверить свои проблемы. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилось только частным делом семьи.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами, социальными работниками и социальными педагогами, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна как особый эмоциональный микроклимат, гармоничные взаимоотношения, достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития ребенка. Если в семье не созданы благоприятные условия для развития ребенка, то одно дошкольное образование не сможет в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе ребенка. Поэтому важной задачей воспитателей ДОУ является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье. При изучении используются следующие формы работы : наблюдение, беседа, анкетирование, консультация. Изучение семьи важно для того чтобы более эффективно подобрать формы и методы взаимодействия.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Эффективные формы взаимодействия с родителями
В законе «Об образовании» говорится, что перед детским садом стоит важная задача по обеспечению благоприятных условий для жизни, воспитания детей с ОВЗ, что для полноценного и гармоничного развития личности необходимо укреплять и развивать тесное сотрудничество ДОУ и родителей. Так же реализуя программу ФГОС, одной из задач воспитателя является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс как активных участников.
Выделяют следующие стандартные формы работы с семьями детей с ОВЗ:
1) индивидуальные формы работы (беседы со специалистами, родительские часы);
2) коллективные формы работы (родительские собрания);
3) групповые родительские собрания;
4)день открытых дверей в группе;
5) детские утренники и праздники.
Используя данные формы работы, мы не всегда видим активное участие родителей, в основном они выступают пассивными слушателями и наблюдателями. Для того чтобы родители начали взаимодействовать с воспитателем нужно искать новые формы работы и дополнять стандартные.
Степень активности родителей можно условно разделить на три этапа.
1. На первом этапе минимальная активность родителей постепенно переходит в активное слушание. Основной задачей работы с родителями является установление сотрудничества детского сада и родителей; ознакомление родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить :
- Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)
- Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. На занятиях рекомендуется использовать игры на знакомство, сплочение, снятие эмоционального напряжения («Комплимент», «Подарок», «Предмет рассказывает о хозяине», «Я в лучах солнца», «На что похожа наша группа»). С учетом темы занятия (например, «Роль игрушки в жизни ребенка») родителям можно предложить задания на выполнение общей деятельности («Коллективный портрет ребенка раннего возраста» или «Презентация развивающей игрушки»).
- Презентация собственного ребенка – развивает творчество родителей, акцентирует их внимание на положительных качествах собственного ребенка, что бывает очень актуальным для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Форма презентации может быть различной: выставки, стенгазеты, папки-передвижки, альбом «Детки нашей группы».
2. На втором этапе активное слушание родителей переходит в активное действие под руководством педагога. Общение с родителями выходит на новый качественный уровень, когда на основе наглядного, обучающего материала и игровой ситуации в доступной форме необходимо преподать сложный материал, отражающий особенности психического и социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными для достижения данных целей являются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями :
- КВНы – отработка теоретического материала на практике в игровой форме (использование коррекционно-развивающих игр в КВНе «Развитие внимания и памяти детей в игровой деятельности»);
- «Читательская конференция» – обсуждение прочитанных материалов на тему собрания (изучение приемов воспитания семьи Никитиных на основе книг «Развивающие игры», «Мама или детский сад», «Резервы здоровья наших детей»);
- Ток-шоу «Есть мнение», «Большая стрика» - организация дискуссий с привлечение специалистов, обсуждение проблемы с различных точек зрения («Подготовка к школе. Когда начать, чтобы не опоздать?»);
- Аукционы – «продажа» полезных советов на определенную тему («Как приучить ребенка чистить зубы?», «Закаливание – весело и просто», «Играем по дороге из детского сада»);
- Родительские клубы, семейные гостиные - объединение родителей на принципах добровольности и личной заинтересованности в клубы по интересам. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие.
- Обмен опытом воспитания – изготовление папок-копилок с рассказами и фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.);
- «Душевный разговор» - организация общения родителей, дети которых имеют общие особенности (дети-левши, с ЗПР, с ОНР, агрессивные дети, дети с проблемами в общении и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими специалистами детского сада и проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с подобными детьми.
3. На заключительном этапе активное действие родителей под руководством педагога переходит в активное общение родителей друг с другом. Здесь важно активизировать их на обратную связь, развивать умение оперировать полученными знаниями в любой ситуации. На данном этапе превалируют более сложные формы взаимодействия с родителями, такие как:
Совместные занятия детей и родителей позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе сотрудничества с ним (например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога выполняют предложенные задания);
- Круглые столы, родительские конференции. Основная цель конференций - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Здесь может выступить специалист. Обсуждение темы может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.
- Мастер-классы. Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и обучения детей (фактически проводят ту же работу, что до этого проводили воспитатели и специалисты).
Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.