Экологический проект «Птицы наши друзья», посвященный памяти писателя В. В. Бианки

Ирина Логанова
Экологический проект «Птицы наши друзья», посвященный памяти писателя В. В. Бианки

Разработчик: Логанова И. В. педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 464 Лукоморье»

Вид проекта – творческий

Продолжительность проекта - Краткосрочный (с 15 января по 9 февраля);

Участники проекта – педагоги, специалисты, дети и родители.

Возраст детей - 6-7 лет

Актуальность проекта

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Опираясь на исследования С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой и др. авторов, мы считаем что сформированность экологической культуры сопряжена с развитием личностных новообразований ребенка, которые проявляются в процессе природоведческой деятельности. Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления, накапливает представления о природе, о различных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Ребенок учится управлять своим поведением в природе в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, что ведет за собой развитие произвольности. Природоведческая деятельность способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам).

В наши дни особенно актуален вопрос о том, как с ранних лет взрастить в хрупкой душе ребенка чуткость, доброту, понимание, сочувствие, любовь к ближнему. Словом, все те качества, которые необходимы для успешного и гармоничного общения в социуме. Именно на это направлены произведения выдающегося писателя-природоведа В. В. Бианки. Его книги помогают понять многие тайны окружающего мира, пробуждают у детей добрые чувства, вызывают сочувствие, сострадание и сопереживание к тому или иному персонажу, воздействуют на душу и сердце, подводит к пониманию роли человека в окружающей его природной среде. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Цель проекта:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности.

Задачи проекта:

1. Продолжать формировать представления о понятии «птицы», зимующие птицы.

2. Систематизировать представления о месте обитания птиц, способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды.

3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью птиц и окружающей средой (изменение условий обитания ведет к изменению жизни птиц).

4. Формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-познавательные реакции.

5. Вызвать у детей желание оказывать посильную помощь зимующим птицам в трудное для них жизни время. Способствовать воспитанию бережного, заботливого, отношения к птицам, умению сопереживать.

6. Повышать экологическую культуру родителей.

Ожидаемые результаты

У детей:

• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям живой природы;

• Дети закрепят представления о жизни перелетных и зимующих птиц;

• Дети овладеют навыками правильного поведения в окружающей среде;

• Дети будут гуманно, бережно относиться к объектам природы;

• У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

• Ребята узнают много интересного из жизни птиц и животных;

У детей появится желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной, музыкальной, театральной деятельности.

У родителей:

• Расширятся знания о птицах.

• Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.

• Гармонизируются детско-родительские отношения.

• Повысится уровень экологической культуры личности.

Условия реализации проекта

• Активность воспитателей и родителей, как организаторов и координаторов деятельности детей.

• Желание детей и родителей участвовать в проекте.

• Взаимодействие со специалистами и воспитателями.

Основные этапы метода проекта.

1. Выбор цели проекта. Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2. Разработка проекта. Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации или модель трех вопросов, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта. Выполняется практическая часть этого проекта.

4. Подведение итогов. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Этапы работы над экологическим проектом «Птицы наши друзья»

1. Подготовительный этап

Содержание работы

• Модель трех вопросов

• Анализ РППС подготовительной группы

• Наблюдения на прогулках и целевых экскурсиях:

1. Какие птицы прилетают к кормушке (на участок?

2. Учимся находить птичьи следы на снегу.

3. Как передвигаются разные птицы?

4. Как птицы летают?

Беседы с педагогами и детьми.

Форма организации деятельности

Прогулки, целевые прогулки

Ситуативный разговор

Свободное общение

Индивидуальная работа

Участники

Педагог-психолог, педагоги, родители, воспитанники ДОУ.

2. Организационный этап

Содержание работы

• Составление плана проекта (акции «Птицы – наши друзья)», определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

Для детей

• Проведение ряда занятий на тему:

«Благодарность»,

«Зимующие птицы»,

«Бережем природу»,

«Любовь к животным».

• Чтение художественной литературы В. Бианки:

“Как муравьишка домой спешил”, “Теремок”, “Чей нос лучше”, “Кто чем поет?”, “Первая охота”, «Мышонок Пик”,«Страшно»,

«Кто сыт, тому холод не страшен», «Лес зимой»,

«Чей нос лучше»,

«Мастера без топора»,

«Голубой зверек»,

«Лесные домишки»;

• Просмотр мультфильмов по произведениям Бианки;

• Циклические наблюдения на прогулках за птицами;

• Слушание музыкальных произведений.

• Подготовка инсценировок по произведениям В. В. Бианки.

Форма организации деятельности

Чтение художественной литературы

Элементарные опыты

Наблюдение

Игровые проблемные ситуации

Разучивание песен, игр.

Театрализованная деятельность

Слушание музыкальных произведений

- Музыкально – ритмические движения

Беседы с детьми,

Изготовление дидактических пособий;

Посадка овса для подкормки птиц;

Участники

Педагог-психолог, педагоги, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.

3. Формирующий этап

Содержание работы

Дидактические игры:

Для педагогов

• Разучить с детьми песни и стихотворения необходимые для праздника.

• Подготовить выставку книг В. Бианки и других писателей о природе;

• Подготовить рисунки –ребусы – зашифровать названия птиц.

Для родителей

Оформить выставку работ выполненных детьми и родителями.

Изготовление скворечников.

Форма организации деятельности

Дидактические игры

Фотовыставка «Птицы нашего края»;

Семинары для заинтересованных родителей, информация в родительском уголке

Участники

Педагог-психолог, педагоги, родители, воспитанники ДОУ.

4. Итоговый этап

Содержание работы

Проведение итогового мероприятия (Экологический праздник «Птицы – наши друзья!», посвященный памяти писателя В. В. Бианки).

Форма организации деятельности

Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Участники

Педагог-психолог, педагоги, воспитанники ДОУ.

Проект осуществлялся через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогало ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствовало усилению позиций «Я хочу», «Я умею», «Я сделаю». У детей появилась возможность проявить себя в различных видах деятельности, проявить индивидуальность и самостоятельность.

Итог реализации данного проекта позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформированы глубокие знания о зимующих птицах, связях между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

2. Сформированы начальные природоведческие, природоохранительные знания и навыки экологически грамотного поведения в природе;

3. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;

4. Участие детей в проектной деятельности оказало позитивное влияние на развитие личностных качеств, как отзывчивость, сочувствие, сопереживание, эмпатия, ответственность за свое поведение в природе;

5. Произошли существенные изменения в поведении детей: преобладание положительных эмоций; исчезновение агрессивных тенденций и появление доброжелательности между детьми. Появилась положительная динамика: в снижении интенсивности проявлений тревожности, страхов.

6 .К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Публикации по теме:

Экологический проект «Птицы — наши друзья» Тип проекта: познавательно - творческий. Вид проекта: средне – срочный. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Актуальность.

Экологический проект во второй старшей группе «Птицы — наши друзья»Экологический проект во второй старшей группе «Птицы — наши друзья» .

Проект «Друзья наши — птицы» Введение Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое,.

Проект «Птицы-наши друзья» Проект в средней группе " Птицы – наши друзья". Авторы проекта: Сейвач Лилия Евгеньевна, Аллахвердян Жанна Владимировна Вид проекта:.

Проект «Птицы-наши друзья»Проект «Птицы-наши друзья» Проект: «Птицы нашего края» Воспитатель МБДОУ ДС 36 П. Молодежного Котова А. М. Актуальность темы: В наш не простой век, когда вопросы по.

Проект «Птицы — наши друзья» Вид проекта: педагогический Тип проекта: фронтальный, интегрированный (межпредметный,среднесрочный (4 месяца,по характеру содержания.

Краткосрочный экологический проект «Зимующие птицы-наши пернатые друзья». Младшая группа МБДОУ МО Плавский район ЦРР ДС «Берёзка» Краткосрочный экологический проект: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья» Воспитатель 2 младшей.

Экологический проект «Деревья — наши друзья» Тема проекта: «Деревья – наши друзья». 2 слайд. Актуальность: На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми.

Информационный, практико-ориентированный, творческий экологический проект «Птицы — наши друзья» Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико - ориентированный По содержанию: творческий По числу участников.

Экологический творческо-исследовательский проект «Цветы — наши друзья» Цветок на лугу Я сорвал на бегу. Сорвал, А зачем – Объяснить не могу. В стакане Он день простоял - и завял. А сколько бы он На лугу простоял?.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Экологический проект «Птицы наши друзья», посвященный памяти писателя В. В. Бианки
Опубликовано: 17 января 2018 в 20:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия Тема: «В добрый путь! » Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам» Класс: 3 Направление...