Инна Герасимова
Экологический проект «Птицы родного края» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Птицы родного края» (средняя группа)
Участники: воспитатели, дети, родители
Вид проекта : краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Срок реализации: с 04. 04.17 г. по. 17.04.17 г. (2 недели)
Цель: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры
Задачи:
Публикация «Экологический проект „Птицы родного края“ (средняя группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой природе;
2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц : внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
3. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
4. Познакомить с зимующими и перелётными птицами.
5. Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность темы:
Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых, мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам). К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия, как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно средневозрастная группа детей. Дети этого возраста(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребё нка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Изучению этой темы способствуют:
-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Ожидаемые результаты:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2. Основной этап: мероприятия по работе с детьми:
чтение художественной литературы, занятия, беседы, наблюдения, рисование, аппликация, подвижные игры, дидактические игры.
3. Заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций, выставка совместных работ родителей и детей «Берегите птиц».
Комплекс мероприятий:
День первый
Беседа: «Что ты знаешь о птицах?»
Задача: уточнить и расширить знания детей о птиах.
Чтение стихотворения А. Барто «Села птичка на окошко»
Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.
Д/и «Летает - не летает».
Задача: учить различать летающие и не летающие природные объекты и объекты, созданные человеком.
Физминутка «Дорога домой»
Пальчиковая гимнастика «»
П/и «Не боимся мы кота»
День второй
Беседа: «Воробьишки - шалунишки»
Задача: уточнить и расширить знания детей о воробьях, как о ближайших соседях человека.
Д/и «Раздели птиц на перелетных и зимующих»
Задача: закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах.
Разрешение проблемной ситуации: «Чтобы вы сделали, если бы видели.»
Задача: активизация мыслительной деятельности детей.
Пальчиковая гимнастика «Жили-были два воробушка»
П/и «Воробушки и автомобиль».
Чтение стихотворения «Воробей»
Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.
Чтение рассказа М. Горького. «Воробьишко»
Задача: развивать умение давать моральную оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.
День третий
Беседа: «Хитрая ворона».
Задача: расширять знания детей о зимующих птицах, воспитывать у детей отзывчивость, бережное отношение к ним.
Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Ворона»,
Задача: развивать умение давать оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Д/и «Четвертый лишний»
Задача: учить детей классифицировать живые объекты по определенному признаку.
П/и «Гуси-гуси»
Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»
Физминутка: «Перелетные птицы»
День четвертый
Беседа: «Санитар леса»
Задача: воспитывать любознательность, бережное отношение к птицам.
Чтение стихотворения: «Березовый сок» Т. Шорыгина
Задача: воспитывать бережное отношение к природе.
Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»
Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.
Д/и «Игра в слова».
Задача: закреплять знания о птицах, актвизировать словарный запас детей.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Домашнее задание: нарисовать рисунок «Птицы –наши друзья»»
П/и «Веселый воробей»
День пятый
Беседа: «Сорока- белобока»
Задача: воспитывать любознательность, закреплять представление о многообразии птиц.
Чтение стихотворения Ю. Кушака «Слетайтесь, пичуги».
Задача: дать детям возможность почувствовать доброе отношение к птицам, желание помочь им, сопереживать.
Прослушивание аудиокассет «Звуки леса».
Задача: Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира
Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»
П/и «"Пчелки и ласточки"».
Задача: развивать слуховое внимание детей, умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга
Д/и «Кому что по вкусу»
Задача: развивать связную речь, закреплять представление о том, чем питаются птицы.
День шестой
Беседа: «Совушка-сова»
Задача: воспитывать любознательность, бережное отношение к птицам
Физминутка «Снегири»
Чтение рассказа В. Бианки «Сова»
Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.
Проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо)
Задача: воспитывать любознательность, наблюдательность
Д/и «Закончи предложение»
Задача: развивать связную речь, активизировать словарный запас.
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»
Задача: развивать способность к имитации движений.
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц».
П/и «Птички и кошка»
День седьмой
Беседа «Скворцы»»
Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразием птиц.
Чтение «Мы раскрыли окна.»
Задачи: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.
Чтение: Татьяна Домаренок «Домик для синиц».
Задача: развивать умение давать оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Коллективная лепка «Утки в пруду»
Задача: развивать творческие способности детей.
Малоподвижная игра «Гуленьки»
Задача: выполнять действия согласно тексту.
Д/и «Отгадай»
Задача: развивать слуховое внимание.
Гимнастика для глаз «Птичка полетела вверх»
Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички»
День восьмой
Беседа: «Кукушка»
Задача: воспитывать любознательность, бережное отношение к птицам
Чтение: Клара Жабова «Кукушка»
Задача: продолжать учить внимательно слушать художественные произведения.
Чтение: Татьяна Домаренок «Кукушечка».
Задача: развивать умение давать оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Д/и «Кого не стало».
Задача: развивать внимание, наблюдательность
Пальчиковая гимнастика «Дрозды»
П/и «Ласточка»
Физкультминутка «Аист»
День девятый
Беседа «Журавли»
Задача: расширять знания о многообразии птиц
Физкульминутка «Вышли уточки на луг».
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Пальчиковая гимнастика «Птичка - невеличка»
Чтение стихотворения «Лесные жители» Г. Давыдовой
Задача: вызвать интерес к литературному слову, общению с книгой, развивать связную речь.
Аппликация «Домик для скворушки»
Задача: развивать творческие способности детей.
Д/и «Прилетели птицы»
Задача: активизация речи детей, создавать радостный эмоциональный настрой.
П/и «Голуби и кот»
День десятый
Беседа: «Птицы - голос природы»
Чтение стихотворения: «Не залезайте на деревья» Г. Шалаевой.
Задача: воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе.
Составление рассказа по картине «Не торопись забрать птенца…»
Задача: развивать связную речь, воображение.
Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»
П/и «Воробушки и кот».
Задача: развивать слуховое внимание детей, умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга
Д/и «Скажи ласково»
Задача: развивать связную речь
Развлечение «Наши пернатые друзья»
Используемая литература.
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
4. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» Москва Издательство ГНОМ, 2014
5. Е. В. Баринова «Учимся любить природу» -Ростов-на-Дону – Синтез 2014
6. Е. А, Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей» - Творческий центр – Сфера, 2012
7. Электронный ресурс: https://dou138.ru/article.asp?id_text=172https://festival.1september.ru/articles/419784/ https://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103