Лучший педагог года

Экологический проект «Птицы родного края» (средняя группа)

Инна Герасимова
Экологический проект «Птицы родного края» (средняя группа)

Экологический проект «Птицы родного края» (средняя группа)

Участники: воспитатели, дети, родители

Вид проекта : краткосрочный, групповой, информационно-творческий.

Срок реализации: с 04. 04.17 г. по. 17.04.17 г. (2 недели)

Цель: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры

Задачи:

Публикация «Экологический проект „Птицы родного края“ (средняя группа)» размещена в разделах

1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой природе;

2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц : внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

3. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.

4. Познакомить с зимующими и перелётными птицами.

5. Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность темы:

Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых, мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам). К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия, как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно средневозрастная группа детей. Дети этого возраста(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребё нка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Ожидаемые результаты:

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка.

Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2. Основной этап: мероприятия по работе с детьми:

чтение художественной литературы, занятия, беседы, наблюдения, рисование, аппликация, подвижные игры, дидактические игры.

3. Заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций, выставка совместных работ родителей и детей «Берегите птиц».

Комплекс мероприятий:

День первый

Беседа: «Что ты знаешь о птицах

Задача: уточнить и расширить знания детей о птиах.

Чтение стихотворения А. Барто «Села птичка на окошко»

Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.

Д/и «Летает - не летает».

Задача: учить различать летающие и не летающие природные объекты и объекты, созданные человеком.

Физминутка «Дорога домой»

Пальчиковая гимнастика «»

П/и «Не боимся мы кота»

День второй

Беседа: «Воробьишки - шалунишки»

Задача: уточнить и расширить знания детей о воробьях, как о ближайших соседях человека.

Д/и «Раздели птиц на перелетных и зимующих»

Задача: закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах.

Разрешение проблемной ситуации: «Чтобы вы сделали, если бы видели.»

Задача: активизация мыслительной деятельности детей.

Пальчиковая гимнастика «Жили-были два воробушка»

П/и «Воробушки и автомобиль».

Чтение стихотворения «Воробей»

Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.

Чтение рассказа М. Горького. «Воробьишко»

Задача: развивать умение давать моральную оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.

День третий

Беседа: «Хитрая ворона».

Задача: расширять знания детей о зимующих птицах, воспитывать у детей отзывчивость, бережное отношение к ним.

Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Ворона»,

Задача: развивать умение давать оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Д/и «Четвертый лишний»

Задача: учить детей классифицировать живые объекты по определенному признаку.

П/и «Гуси-гуси»

Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»

Физминутка: «Перелетные птицы»

День четвертый

Беседа: «Санитар леса»

Задача: воспитывать любознательность, бережное отношение к птицам.

Чтение стихотворения: «Березовый сок» Т. Шорыгина

Задача: воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»

Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.

Д/и «Игра в слова».

Задача: закреплять знания о птицах, актвизировать словарный запас детей.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Домашнее задание: нарисовать рисунок «Птицы –наши друзья»»

П/и «Веселый воробей»

День пятый

Беседа: «Сорока- белобока»

Задача: воспитывать любознательность, закреплять представление о многообразии птиц.

Чтение стихотворения Ю. Кушака «Слетайтесь, пичуги».

Задача: дать детям возможность почувствовать доброе отношение к птицам, желание помочь им, сопереживать.

Прослушивание аудиокассет «Звуки леса».

Задача: Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира

Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»

П/и «"Пчелки и ласточки"».

Задача: развивать слуховое внимание детей, умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга

Д/и «Кому что по вкусу»

Задача: развивать связную речь, закреплять представление о том, чем питаются птицы.

День шестой

Беседа: «Совушка-сова»

Задача: воспитывать любознательность, бережное отношение к птицам

Физминутка «Снегири»

Чтение рассказа В. Бианки «Сова»

Задача: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.

Проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо)

Задача: воспитывать любознательность, наблюдательность

Д/и «Закончи предложение»

Задача: развивать связную речь, активизировать словарный запас.

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

Задача: развивать способность к имитации движений.

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц».

П/и «Птички и кошка»

День седьмой

Беседа «Скворцы»»

Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразием птиц.

Чтение «Мы раскрыли окна.»

Задачи: вызвать интерес к художественному произведению, желание слушать текст.

Чтение: Татьяна Домаренок «Домик для синиц».

Задача: развивать умение давать оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Коллективная лепка «Утки в пруду»

Задача: развивать творческие способности детей.

Малоподвижная игра «Гуленьки»

Задача: выполнять действия согласно тексту.

Д/и «Отгадай»

Задача: развивать слуховое внимание.

Гимнастика для глаз «Птичка полетела вверх»

Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички»

День восьмой

Беседа: «Кукушка»

Задача: воспитывать любознательность, бережное отношение к птицам

Чтение: Клара Жабова «Кукушка»

Задача: продолжать учить внимательно слушать художественные произведения.

Чтение: Татьяна Домаренок «Кукушечка».

Задача: развивать умение давать оценку поступкам героев, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Д/и «Кого не стало».

Задача: развивать внимание, наблюдательность

Пальчиковая гимнастика «Дрозды»

П/и «Ласточка»

Физкультминутка «Аист»

День девятый

Беседа «Журавли»

Задача: расширять знания о многообразии птиц

Физкульминутка «Вышли уточки на луг».

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Пальчиковая гимнастика «Птичка - невеличка»

Чтение стихотворения «Лесные жители» Г. Давыдовой

Задача: вызвать интерес к литературному слову, общению с книгой, развивать связную речь.

Аппликация «Домик для скворушки»

Задача: развивать творческие способности детей.

Д/и «Прилетели птицы»

Задача: активизация речи детей, создавать радостный эмоциональный настрой.

П/и «Голуби и кот»

День десятый

Беседа: «Птицы - голос природы»

Чтение стихотворения: «Не залезайте на деревья» Г. Шалаевой.

Задача: воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе.

Составление рассказа по картине «Не торопись забрать птенца…»

Задача: развивать связную речь, воображение.

Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»

П/и «Воробушки и кот».

Задача: развивать слуховое внимание детей, умение двигаться, не наталкиваясь друг на друга

Д/и «Скажи ласково»

Задача: развивать связную речь

Развлечение «Наши пернатые друзья»

Используемая литература.

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

4. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» Москва Издательство ГНОМ, 2014

5. Е. В. Баринова «Учимся любить природу» -Ростов-на-Дону – Синтез 2014

6. Е. А, Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей» - Творческий центр – Сфера, 2012

7. Электронный ресурс: https://dou138.ru/article.asp?id_text=172https://festival.1september.ru/articles/419784/ https://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103

Публикации по теме:

Интеграция различных видов деятельности в НОД. Творческий проект «Зимующие птицы родного края»Интеграция различных видов деятельности в НОД. Творческий проект «Зимующие птицы родного края» ВВЕДЕНИЕ Одним из принципов построения образовательного процесса в детском саду является принцип интеграции образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные родного края» (средняя группа) Программное содержание: • Познакомить с профессией лесник • Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложно подчиненных.

Познавательно-исследовательский экологический проект в старшей группе «Вечнозеленые хвойные деревья родного края» Колыбельникова Валентина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №1 «Улыбка», с. Песчанокопское, Ростовской области, Elena.Prokop75@yandex.ru.

Проект «Птицы родного края» слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Родничок» Проект "Птицы родного края".

Викторина по экологическому воспитанию «Птицы родного края» Викторина по экологическому воспитанию в старшей группе. Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», Тема: «Птицы родного.

Экологический досуг «Береги и люби природу родного края»Экологический досуг «Береги и люби природу родного края» Цель: -расширять представление детей о пользе леса в жизни человека; -закрепление знаний детей о природе родного края; -воспитание интереса.

Экологический квест для детей подготовительной к школе группы «Путешествие по карте родного края» Экологический квест для детей 5-6 лет «Путешествие по родному краю» Задачи: • Формирование любви к родному краю, • Развитие понимания.

Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста) Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали.

Экологический проект «Природа родного края» с детьми подготовительной к школе группы Актуальность: У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема.

Экологический проект в старшей группе «Птицы родного края» Экологический проект в старшей группе №4 г. Ярославль МДОУ «Детский сад №87»«Птицы родного края»Проект подготовили педагоги старшей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Птицы родного края» (средняя группа)
Опубликовано: 29 мая 2017 в 19:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД