Папки-передвижки

Экологическое образование дошкольников средней группы ДОУ

расима башарова
Экологическое образование дошкольников средней группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОУ

Расима Башарова, Детсад № 3, Кушнаренково, Башкортостан

Технология составлена с учетом достижений теории и практики экологического образования дошкольников С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, Т. И. Гризик, Н. Н. Кондратьевой, В. А. Дрязгуновой, А. К. Бондаренко и НА. Рыжовой и др.

Публикация «Экологическое образование дошкольников средней группы ДОУ» размещена в разделах

Сочетание и модификация различных технологий, их адаптация к особенностям природы региона характеризуют данную технологию.

Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Приобщать детей к экологической культуре.

2. Формировать основы экологического миропонимания.

3. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.

4. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

5. Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность.

6. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.

Технология составлена на основе раздела «Ребенок познает мир природы» программы «Детство».

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

1. Регионализация экологического образования.

2. Гуманизм. В технологии реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Разумность, как качество, присущее людям, может быть представлена людям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.

3. Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний.

4. Научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе.

5. Системность. Дошкольникам необходимо показать системное строение природы. Для этого каждый живой организм представляется как система с соответствующими структурой и функциями.

6. Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, трудовой, общении с животными, различных видах художественной).

7. Тематическое проектирование работы. Тема выбирается как своеобразный «стержень», вокруг которого строится содержание: рассматриваются всяческие аспекты многообразных явлений природы.

Условия реализации технологии экологического образования в ДОУ :

1. Создание развивающей природной среды в ДОУ (экологически правильно озелененный участок, уголки природы в группах, экологическая студия или зимний сад и т. д.).

2. Экологическая компетентность педагогов ДОУ.

3. Сотрудничество педагогов и родителей.

4. Система работы, изложенная в технологии.

Основные содержательные линии технологии:

1. Многообразие животных и растений региона.

2. Сезонные изменения природы региона.

3. Человек - биосоциальное существо.

4. Взаимодействие человека и природы.

5. Человек и его здоровье в условиях региона.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование соблюдается, если построить содержание когнитивного развития дошкольников так, чтобы оно охватывало многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность субъективного опыта ребенка.

Аспекты протекающих явлений в сфере «природа»

Естественнонаучные аспекты природных явлений:

- свойства и характеристики различных объектов живой и неживой природы; их изменения в зависимости от внешних условий;

- сезонные изменения погодных условий;

- физико-химические и биологические закономерности явлений природы, которые прослеживаются на уровне восприятия и/или установления простейших временных, функциональных, причинно - следственных связей, в том числе превращения веществ, изменения их физических состояний и др. ;

- способы ухода за животными и растениями (в зависимости от их потребностей, сезонов);

- механическое движение объектов, его характеристики и их изменения;

Эстетические аспекты природных явлений:

- эстетические характеристики природы (неживой и живых существ растений и животных);

- эстетические характеристики природных явлений, событий в природе;

- эстетические характеристики естественнонаучных закономерностей, рассуждений и выводов.

Социальные аспекты природных явлений:

- потребности живых объектов - общие и особенные;

- способы и возможности удовлетворения потребностей;

- допустимые способы обращения с природными объектами;

- допустимые и возможные варианты преобразования природы, вмешательства в ее жизнь;

- труд людей в природе, зависимость видов труда от времени года;

- допустимость использования природных ресурсов, доступные способы их восстановления;

- возможности и варианты использования природных ресурсов;

- реальные и вымышленные отношения в животном и растительном мире;

- права и обязанности человека и других существ по отношению к природе.

Логико-математические аспекты природных явлений:

- разного рода логические связи и отношения в природе, человека и природы;

- количественные характеристики природных (естественнонаучных) явлений, в том числе временные, пространственные и др. ;

- метрические характеристики природных объектов (величина, форма, симметричность, характеристики их расположения в пространстве.

Методы и приемы реализации технологии:

- наблюдения, в том числе циклические;

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- обучающие ситуации с игровой мотивацией;

- путаницы и их комментирование;

- прием разрешения проблемных ситуаций;

- труд в природе;

- экспериментирование с водой, снегом, песком, глиной, нефтью, растениями и животными;

- беседы - обобщающие, эвристические, сопровождающие;

- моделирование;

- «провокационные» ситуации;

- экологические проекты.

Формы экологического образования дошкольников :

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные);

- познавательные минутки;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- развлечения и досуги с экологическим содержанием;

- природоохранительные акции.

Технология экологического образования дошкольников предусматривает диагностику экологической воспитанности детей, в процессе которой изучается уровень представлений и уровень отношения дошкольников к природе.

Диагностический компонент технологии представлен как общеизвестными, так и разработанными составителем технологии, методиками.

С момента рождения ребенок попадает в определенную жизненную среду, находится с ней в постоянном взаимодействии. В ней он развивается, воспитывается, обучается. В ней формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности взаимодействия с окружающей средой и определенной автономности в среде обитания, возможности вмешательства в окружающую среду и преобразования ее.

Экологическое образование дошкольников предполагает их ознакомление с людьми, их профессиями и занятиями. Их взаимоотношениями с природой, между собой и с самим собой. Это и развитие знаний, навыков общения и отношения ко всему, что происходит в мире, окружающем каждого человека, начиная с самого раннего детства. Экообразовательный процесс включает пять элементов: осведомленность, знания, отношения, навыки и активное участие в исследовании и сохранении красоты и гармонии мира.

1. Осведомленность о мире, в котором живет ребенок, о людях и их взаимоотношениях.

2. Знания о природных процессах в окружающем мире.

3. Отношения ко всем объектам и явлениям в окружающем мире. Отношения могут развиваться, меняться, становиться более ответственными: ко всему окружающему миру, природе, людям и разнообразию культур.

4. Навыки общения (вербального и невербального, критического мышления, принятия решений, способности исследовать окружающий мир, по мере своих возможностей защищать и сохранять его.

5. Активное применение своих знаний, навыков, отношений для сохранения окружающего мира, для поддержания его гармонии и целесообразности. Все это поможет ребенку оценить и во многих случаях изменить свое поведение и даже отношения и поведения в окружающем мире своих сверстников, друзей, а позднее родителей и взрослых из ближайшего окружения.

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

В результате экопедагогического воздействия у ребенка формируется целостный образ окружающего мира.

Экологическое образование междисциплинарно и не зависит от места и времени занятий с детьми. На основе исследований Н. Н. Кондратьевой, Л. В. Моисеевой, И. Р. Колтуновой, С. Н. Николаевой мы предлагаем полимодальную, основанную на учете типа восприятия ребенка, междисциплинарную интеграцию экологического образования в образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.

Ребенок всегда организует Жизненный Мир, в котором он живет и из которого действует, из встреч со всем, что его окружает (Снайдер, 1995). Этот Жизненный Мир строится по мере развития ребенка, самоопределения, развития воображения и постижения конкретных предметов, людей, явлений. Каждый ребенок - это проект мира. Он сам представляет Жизненный Мир, пытающийся осуществить себя через встречи, объединения и сотворение «большого мира», который включает и его.

Жизненный Мир ребенка не может быть дан ему кем-то другим. Каждый ребенок творит его из своего опыта, намерений и пробудившихся в нем значений. Главная функция педагога - помочь ребенку сохранить свой Жизненный Мир, потому что ребенок и мир должны быть вместе.

Организующими центрами Жизненного Мира детей являются:

1. Самореализация. Почти с самого рождения ребенок начинает разгадывать объекты и явления окружающего мира, частью которого является он сам. В каждом ребенке есть нечто, побуждающее его бороться не только за выживание, но и за осуществление себя, за то, чтобы кому-то принадлежать, быть близким. Потребность реализовывать себя и находиться во взаимоотношениях с окружающим заставляет ребенка постоянно перестраивать Жизненный Мир. Когда ребенок не находится во взаимоотношениях, педагог должен спросить себя «Почему?», «Что мешает ребенку?». Момент развития, который значим для ребенка - это постоянный стимул его активности и организатор его Жизненного Мира.

2. Самоощущение - определяет условия существования в окружающем мире. Ребенок старается организовать мир, который симпатизировал бы ему. В противном случае мир становится скучным и дурным. Способный уважать себя, ребенок может объединять наполненный уважением мир.

3. Самооценка. Все переживания оставляют память в структуре чувств ребенка. Самооценка - это интеграция способов соприкосновения с реальной жизнью. Она возникает из переживаний и из реализации способностей детей.

4. Компетентность. Это внутренняя власть, происходящая из уровня опыта ребенка. Освоение окружающего мира увеличивает уверенность в себе и силы для осуществления новых достижений.

5. Люди и вещи в мире ребенка. Каждый ребенок выбирает определенный круг предметов, явлений и людей в своем окружении и делает их своим миром. Педагогу необходимо знать, что ребенок включает в свой мир для того, чтобы суметь расширить его границы, для организации деятельности ребенка, игр, включения ребенка в микросоциальные сферы.

6. Жизненный стиль - характеризует способ встречи ребенка с жизнью. Как ребенок разрешает проблемы и общается с людьми? Может ли ребенок исследовать и рисковать? Как ребенок взаимодействует с предметами и людьми? Каждый ребенок обладает особым стилем жизни своего Я в мире, который Я пытается построить.

Публикации по теме:

Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью «Экологическое образование детей 6-7 лет через знакомство с пейзажной живописью» Андрющенко М. Н. «Природа – это не только великий учитель.

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье». Анализ анкеты АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье» Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического.

«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста, имеет важное значение, в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Статья «Этнокультурное образование дошкольников» Этнокультурное образование дошкольников. Марийский край родной на карте мира Ты даже меньше, чем кленовый лист. У нас в сердцах, мой край.

Экологическое образование детей младшей группы-деятельностный подход, как формирование личности. «КОМПОНЕНТЫ, ВХОДЯЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,КАК СРЕДСТВА ВСЕСТОРОННЕГО.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию детей. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не.

Экологическое образование Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому.

Экологическое образование в начальной школе а) организация природоохранной работы по экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование дошкольников средней группы ДОУ
Опубликовано: 31 августа 2016 в 20:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование дошкольников средней группы ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем расима башарова (УИ 292909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД