Ольга Парфирова
Экологическое воспитание детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Главная цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, к вещам и материалам природного происхождения.
Публикация «Экологическое воспитание детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру, который носит познавательный интерес и дает начальные представления о трудовой деятельности.
В своей работе мы используем разнообразные формы и методы работы с детьми: наблюдение за растениями и животными в уголке природы, на участке, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Дети 4-5 лет любознательны и активны, хорошо взаимодействуют с воспитателем, в этом возрасте интенсивно развиваются разные формы мышления. В целом, данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как части природы. В нашем садике имеется экокомната, где находятся разнообразные комнатные растения и животные. Дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за живыми организмами, узнавая что-то новое.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлений творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активностью, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, наблюдений, экспериментов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают и активизируют мышление и речь.
Одной из самых привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность, которая охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Для детей нашей группы мы используем простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, которые организуем при участии родителей или совместно с ними.
Наш проект «Участок года» на территории детского сада занял первое место в окружном конкурсе по экологии. Совместно с родителями, педагоги и дети посадили деревья, оформили клумбы и разнообразные поделки. Проект «Чудесный огород» с посадкой овощей продолжался около полугода. Дети совместно с педагогами сажали семена и рассаду овощей в группе, ухаживали за ними, а затем совместно с родителями высаживали в огород на территории детского сада. Проект «Подарок маме» с посадкой рассады комнатных растений длился три месяца. Дети с удовольствием сажали, поливали, ухаживали за своими цветочками, желая сделать маме приятный подарок на восьмое марта. Именно такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает педагогов, родителей и детей.