Папки-передвижки

Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования

Валентина Прокопьева
Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования

Научно-методическая разработка

«Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста через использование технологии проектирования в экологическом воспитании»

Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Нанесение повседневного ущерба природе не вызывает чувства вины. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе, что создало экологическую проблему, которая стало на сегодняшний день самой актуальной.

Публикация «Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования» размещена в разделах

Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став взрослым окажется глух к запоздалым усилиям привить ему нормы экологической морали.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Одним из средств, способствующих решению этой проблемы, являются наши проекты.

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь.

Новизна заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников, на основе проектов, в которые входят экологические акции, декады и месячники.

Проекты, над которыми мы работаем с детьми, разработаны и осуществлены с учетом реализуемой в детском саду программы регионального компонента по ФГОС «ТОСХОЛ».

Цель нашей разработки:

Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Задачи:

-расширить знания об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды : интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

-содействовать родителей в реализации проектов, укрепляя взаимосвязь между детьми и родителями.

Начиная работу над проектами, мы начали собрать игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию, обогащать предметную эколого-развивающую среду в группах, создавать мини-лаборатории, которые способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Реализовали несколько видов проектов :

1. Ролево-игровые: педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.

2. Исследовательские: в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде докладов.

7 декабря в нашем детском саду прошел конкурс проектов

«Я-исследователь». Участие приняли 6 детей.

Подготовительная группа «Радуга»

1. Степанов Игорь — проект «Волшебница - вода» (подг. гр.)

2. Жайсанбаева Асель — проект «Кошки» (подг. гр.)

3. Бояров Алгыс — проект «Планеты» (подг. гр.)

4. Тихонова Аселия — проект «Брусника» (ст. гр.)

5. Зорина Аня — проект «Зима» (ст. гр.)

6. Михайлов Мирослав — «Помогая природе, мы помогаем и себе» (ст. гр.)

Результатом работы нашего проекта является не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно образного мышления.

3. Информационно - практические где дети высаживают и ухаживают за «Мини-огородом» (лук, укроп, цветы на подоконнике).

4. Творческие - здесь дети участвуют в различных конкурсах:

Конкурс рисунков «Зеленая планета»

Итоги городского конкурса рисунков «Планета земля – глазами детей», посвященный году экологии в России. Участвовали 8 садов Сайсарского округа. Поступило 58 работ. 17 февраля жюри в составе: заместитель Управы Сайсарского округа Данилова Христина Николаевна, воспитатель ДОУ № Елисеева Фекла Прокопьевна подвела итоги:

1 место – Иванова Арсения МБДОУ д/с №39,

Прокопенко Ольга МБДОУ д/с №41,

Николаев Артем МБДОУ д/с №56

2 место – Слепцова Катя МБДОУ д/с №51,

Павлов Кирилл МБДОУ д/с №39,

Псарева Тася МБДОУ д/с №96.

3 место – Лазарева Айлана МБДОУ д/с №75,

Слепцова Валерия МБДОУ д/с №20,

Борщёвская София МБДОУ д/с №42.

Работы Ивановой Арсении, Прокопенко Ольги будут выставлены в виде баннеров в Сайсарском округе.

Олимпиада «Тии мэйии»

28 декабря в нашем детском саду прошла олимпиада «Тии мэйии. Белочка» среди детей подготовительной группы. Приняли участие 11 детей. Победителем стал воспитанник группы «Звездочки» Струков Сережа. Конкурсное задание победителя отправлено на участие в республиканской олимпиаде.

Метод проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование способствует формированию мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности; здорового образа жизни.

Итог проекта :

В ходе реализации проектов нам удалось раскрыть ряд тем: «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности.

Дети научились ухаживать за комнатными растениями, бережно относится растительному миру приобрели навыки исследовательской деятельности, научились видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Заключение: Рост экологического сознания является побудительным мотивом к избеганию факторов экологической несправедливости, неравенства и риска.

Необходимо сотрудничество дошкольных учреждений, семьи в работе направленной на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Список использованной литературы :

1. «ТОСХОЛ» Методическое пособие по ФГОС. 2014г.

2. Аллаярова Р. Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края [ДОУ "Олененок" г. Новый Уренгой]/ Р. Ф. Яллаярова, О. А. Василихина//Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 6. –С. 23–26.– Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий "Времена года".

6. Мингазова Р. А. Экология и современные технологии//Экология в школе. –2010. – № 4. –С. 46–49.–Конспекты занятий с использованием компьютерных технологий "Путешествие в осенний лес" и "Лото растений" для подготовительной к школе группы.

8. Арсентьева В. П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002. – № 5. – C.82–86. – (Методическая работа).

9. Баранникова Э. Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э. Э. Баранникова, И. Л. Румянцева, Н. И. Апполонова//Современный детский сад. –2008.–№ 4. – С. 65–69.

Публикации по теме:

Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.

Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников Актуальность проекта С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования Экологическое воспитание – одно из важных направлений в наше время. В дошкольном возрасте необходимо воспитание потребностей, поведения.

Игра «Приспособление животных к окружающей среде» Цель: обобщать и систематизировать знания детей о приспособлении животных к окружающей среде. Задачи: 1. Формировать у детей умение применять.

Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миромИспользование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.

Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы» Организованная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Обитатели водоемов. Рыбы» Цель: — закреплять знания детей о рыбах:.

Конспект занятия по окружающей среде «Любопытные цветоводы» Цель: познакомить с растениями и с тем,как они растут. Материал: семена цветов, кашпо -2 шт. 1. Воспитатель предлагает детям посадить семена.

Осознанное отношение к здоровью планеты через формирование осознанного отношения к своему здоровью Подходит к завершению 2017 год, который был объявлен годом Экологии в Российской Федерации. И подводя итоги года Экологии хочу вдохновить.

Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Есаульский детский сад». Доклад К районным педагогическим чтениям, посвященным.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Тема мастер-класса «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повышение профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дошкольников через использование технологии проектирования
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 08:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД