Любовь Мишарева
Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Есаульский детский сад».
Доклад
К районным педагогическим чтениям,
посвященным памяти
героя социалистического труда
К. А. Миксон
Тема: Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.
Презентация деятельности
воспитателя МДОУ
«Есаульский детский сад»
Мишаревой Л. К.
Вступление
Публикация «Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность» размещена в разделах
Каждая образовательная программа современного МДОУ обязательно включает в свои разделы направление «Нравственное воспитание», программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. не является исключением.
Существует множество приемов и методов, направленных на решение задач нравственного воспитания: моделирование ситуации, совместная деятельность, нетрадиционное рисование, театрализация и множество других. Многообразие средств решения задач нравственного воспитания позволяет развивать у ребенка гуманные чувства, формировать эстетические представления, навыки культурного поведения, социально- общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Помощниками педагогов в формировании основ нравственных представлений детей становятся и личный пример, и мудрое слово, и атрибуту к театральным действиям.
Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых,- общение со сверстниками.
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Цель:
- создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
- формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
При постановке цели я выделила для себя следующие задачи по данному направлению:
Пробудить у детей интерес к театральному искусству.
Знакомить с различными видами театра.
формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.
Формировать у детей первоначальные представления о средствах актерской выразительности.
Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстника, воспитании воли в себе. Формирование гуманного отношения к природе.
Развивать психические процессы6 внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.
Театрализованная деятельность формирует следующие ключевые компетентности детей :
- умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты;
- умение считаться с интересами других, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами;
- умение владеть собой, проявлять терпение к недостаткам других;
Умение проявлять сострадание, сопереживание, доброту.
В ходе педагогических наблюдений мною были выявлены некоторые проблемы во взаимоотношениях между детьми.
Наблюдения за детьми позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно.
Можно выделить некоторые психологические группы детей :
1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;
2. Другие оказались в подчинении у первых;
3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);
4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.
Это далеко не полный перечень наблюдений в отношениях между детьми,
Что свидетельствует о том, что одна и та же социальная среда неодинакова для разных детей. У каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный.
Требуется решение актуальных проблем:
- обучение детей умению эффективно общаться;
- снижение агрессивных тенденций в поведении детей;
- снятие защитных реакций у воспитанников;
- включение ребенка в жизнь группы;
- накопление опыта положительного взаимодействия со сверстниками.
В настоящее время дети стали менее отзывчивыми и сострадательными, поэтому возникла необходимость организовать примерную систему работы по формированию у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность. Анализ показывает следующие результаты:
- неспособность детей к социальной реализации;
- снижение речевой памяти;
- не способность детей к раскрепощению;
- недостаточность общей культуры поведения.
Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыках.
Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность или не успешность его социализации и др. И одним из факторов разрешения этих проблем может быть театр или совместное театрализованное действо.
Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку, дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью.
Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка.
У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.
В ходе игры дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. Это помогает им избавиться от затруднений и легко находить язык с другими.
В процессе творческой детской деятельности формируются личностные качества детей.
Такие как:
- умение принимать себя и других;
- умение видеть в другом человеке его достоинства;
- умение без насилия решать конфликты;
- умение выражать свое мнение публично;
- умение планировать свою деятельность;
А также Общечеловеческие ценности:
- ценность семьи;
- ценность здорового образа жизни;
- знание и уважение народных традиций.
Театрализованная деятельность в группе ориентирована на развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.
Успешное решение поставленных задач возможно только при использовании принципов и методов обучения:
- доступности и индивидуализации;
- принцип специфичности театральной деятельности;
- принцип систематичности;
- принцип комплексности;
- принцип импровизационности.
Все данные принципы находят свое отражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованной деятельности включается в целостный педагогический процесс по следующим направлениям:
- создание традиций в группе;
- перенос постановочной игры в свободную деятельность детей;
- формирование культуры поведения (ролевое поведение);
- привлечение родителей;
- обмен передовым педагогическим опытом;
- создание методической копилки
На одном из направлений, таком как создание методической копилки, мне бы хотелось остановиться подробнее:
Начиная работать со 2 мл. группы я и моя коллега делали упор на театрализованную деятельность дошкольников. В процессе работы накопилось много материала, что способствовало созданию копилки (игры, упражнения, сценарии, художественное слово, сказки, развлечения и др.)
Новизной данной работы я считаю созданную на основе собранных материалов циклограмму организационных форм деятельности старшей группы по направлению «Формирование у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность» в следующих формах :
- цикл бесед;
- театрализованные постановки;
- театрализованные упражнения;
- музыкальные сказки;
- сценарии;
- мини-проект «Сказкин дом»;
- развлечения;
- праздники;
- кукольные спектакли;
- экскурсии;
- конкурсы-выставки;
- занятия;
- самостоятельная театрализованная деятельность детей.
Все данные формы работы направлены на совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр- драматизаций и других видов деятельности.
По окончанию работы в данном направлении я предполагаю выйти на следующие результаты:
- проявление в повседневной жизни умения устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками;
- овладение детьми коммуникативными навыками и умениями;
- освоение детьми знаний о театральном искусстве;
- умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами;
- проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности.
Закончить свое выступление мне бы хотелось словами В. Сухомлинского
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества…»