Получи документы

Экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста

Любовь Тупикина
Экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст четырехлетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Публикация «Экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста» размещена в разделах

Результаты современных психолого- педагогических исследований показывают, что дети дошкольного возраста могут успешно познавать не только внешнюю, видимую структуру окружающих предметов и явлений, но их внутренние свойства. Познание мира детьми происходит прежде всего в наглядно образной форме, в процессе экспериментальной и игровой деятельности, а не на основе вводимых словесных понятий.

В настоящие время экспериментирование в ДОО рассматривается как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. При этом считается, что детская экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей деятельности ребенка в ДОО. Это положение нашло свое отражение в Федерально государственном стандарте дошкольного образования.

В основе интереса к экспериментированию лежит потребность детей в новых впечатлениях, которые они стараются получить, наблюдая окружающий мир. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок и тем быстрее и полноценнее он развивается.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.

игра «Переливашки»

- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.

игра «Найди ракушку»

- познакомить детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

игра «Тёплое – холодное»

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной

игра «Тонет – не тонет»

- дать представления о плавающих и тонущих телах.

наблюдение за водой

- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

игры-забавы с водой.

- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.

игра «Печем печенье»

- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

игра «Норка для зверушек»

- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

игра «Что спрятано в песке?»

-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

игра «Чудо пекарь» :

- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые четыре года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Публикации по теме:

Аппликация «Сидят на ветках снегири». Организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возрастаАппликация «Сидят на ветках снегири». Организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Снегири». Аппликация Цель: учить детей выкладывать на листе.

Интегрированная совместная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста «Птичье гнездышко» Цель: Расширить представления детей о перелетных птицах. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания детей о перелетных птицах: особенностях.

Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки»Коллективная творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Аппликация «Разноцветные рыбки» Аппликация «Разноцветные рыбки» Цель: создать условия для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Совместная деятельность с детьми младшего возраста — макет по ОБЖ «Спички вовсе не игрушки» (фотоотчёт)Совместная деятельность с детьми младшего возраста — макет по ОБЖ «Спички вовсе не игрушки» (фотоотчёт) Продолжая тему работы с макетами, хочу предоставить отчёт фотоматериалов изготовления макета по пожарной безопасности"Спички вовсе не.

Экспериментальная деятельность «Засекреченные письма» с детьми подготовительной группыЭкспериментальная деятельность «Засекреченные письма» с детьми подготовительной группы Описание. Предлагаю вашему вниманию познавательный материал по экспериментальной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям,.

Экспериментальная деятельность «Поднимающаяся вода»Экспериментальная деятельность «Поднимающаяся вода» Цели: - вовлекать детей в исследовательскую деятельность; - создавать все условия для развития познавательно активного интереса у детей;.

Экспериментальная деятельность с детьми средней группыЭкспериментальная деятельность с детьми средней группы Экспериментальная деятельность с детьми средней группы Цель: - Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста
Опубликовано: 25 марта 2020 в 09:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Тупикина (УИ 386646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД