Получи документы

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом»

Светлана Иевлева
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом»

Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема: «Эксперимент с воздухом»

«Познание»

- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке,их значимости для жизни общества в целом;

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе „Эксперимент с воздухом“» размещена в разделах

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Коммуникация»

-способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

«Социализация»

-развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

-развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

-закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

-формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

-закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

«Труд»

-развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

-воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

«Чтение художественной литературы»

-На предварительном этапе:

-развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучки).

-Давайте ее откроем,что нам прислали? Пусто. Посмотрим, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверт,посмотрим, что там? Буквы? (В, О, З, Д, У, Х)

-А что же нужно с ним сделать? Собрать, а в какой последовательности?

Ой, а тут еще прикреплена какая- то открытка с загадкой.

-Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

-Давайте разобьемся по парам и соберем слово и проверим отгадку. Каждой паре раздали конверт с буквами. Соберите слово! Получилось слово Воздух.

-Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

-Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.

-Я знаю, что человек может прожить без еды- 5 недель, без воды- 5 дней, без воздуха не больше 5 мин.

-Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

-Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своим опытом, и в нашей лаборатории, провести опыты.

-Скажите, каким качеством должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным.)

-Я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают халаты)

Итак, я предлагаю вам познакомиться, я вас представляю друг другу по именам.

-Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать.

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество- внимательность.

А поможет все узнать

Наша наблюдательность.

-Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.

-Проходите, коллеги в научную лабораторию, и располагайтесь.

-Посмотрите на доску, нам предложена какая- то модель, как вы думаете, что здесь изображено (глаз, руки, Ухо, нос, гиря)

-Посмотрите на модель (глаз0. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Как можно увидеть воздух)

Эксперимент№1. «Как поймать воздух

-Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите что в нем? (он пустой)

-Да. Он пустой, его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? Воздух занял все место в мешке. Вы его видите? Какой он? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешок. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Что изменилось? Пакет опять стал пустым.

Вывод: Воздух нельзя увидеть (его можно почувствовать). Он не имеет цвета. Он прозрачный, его можно почувствовать.

Воспитатель: У меня в руке стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего). А мы проверим ваши версии.

-Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идет эксперимент.

Воспитатель: Берем стаканчик и помещаем в него салфетку. Потрогайте, она сухая или мокрая? (Дети трогают и говорят, что сухая)

-Как вы думаете, если я положу ее в стакан и стакан опущу в воду, что произойдет с салфеткой. (Она намокнет)

-Сейчас проверим. (Переворачивает стакан вверх дном, осторожно погружает его в воду, не наклоняя до самого дна емкости. После этого ставит его на стол).

-Ну, что. Посмотрим. Намокла ли салфетка? (Дать попробовать детям. Нет, она сухая0

-Как вы думаете, что могло помешать воде намочить салфетку? (Воздух0.

Воспитатель: Конечно, ей помешал воздух, который находился в стакане. А как вы думаете, если опустить стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдет с салфеткой? (Высказывания детей).

Воспитатель: А хотите проверить? Посмотрим. Она намокла. Как вы думаете почему? (Воздух вышел, а его место заняла вода).

Воспитатель: Совершенно верно. А как вы узнали о том, что воздух вышел из стакана? (появились пузырьки)

Воспитатель: А пузырьки это что? (это воздух).

Воспитатель: Хотите попробовать сами.

Воспитатель: Итак. Воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на доске. (Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент- ребенок берет трубочку. Опускает один конец в воду, а в другой дует).

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочку сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, что мы должны еще сделать? Что дальше нарисовано на модели? (Руки). Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

Воспитатель: А вы хотите почувствовать воздух?

-ПОДУЙТЕ НА ЛАДОШКИ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ? (ВОЗДУХ, СТРУЮ ВОЗДУХА).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам почувствовать воздух при помощи вееров. Возьмите их и помашите на себя. Что вы чувствуете? А какой он – теплый или прохладный? (прохладный).

Воспитатель: Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: как можно почувствовать воздух? (Да).

-А кто считает по- другому?

-При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера дули на ладошки).

Воспитатель: Уважаемые коллеги, вы, наверное, устали и пора нам сделать перерыв, отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы работали, устали

Воздух дружно изучали,

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзья мы улыбнулись,

Наклонились раз, два,

Чтобы не болела голова.

Мы разминку завершаем,

К опытам мы приступаем.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, теперь сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

-Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

-Посмотрите, на следующую модель, нарисованно «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

-А еще у нас на столе есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку выпустить воздух,что мы слышим? Писк, воздух.

-С помощью чего мы услышали воздух, коллеги? (Нам помогли крышки, бутылки, шарик).

Вывод: Воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Воспитатель: На столе у нас есть баночки.

-Посмотрите, в них что- нибудь есть? (нет, воздух).

-Правильно, воздух. Дети, понюхайте, как он пахнет. Чем он пахнет?

-Как вы думаете, почему баночки пустые, а пахнут по разному?

-Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Коллеги, посмотрите, у нас осталась одна модель, что это- «гиря».

-Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух? Как вы думаете? Давайте проверим.

Воспитатель: На столе у нас лежат камешки, как вы думаете, а что с этими камешками делать?

-А давайте эти камушки опустим в воду и посмотрим, что произойдет, как вы думаете?

- Интересно, а почему камушки тонут?

-Получается, что камни тяжелее, поэтому они тонут.

-А вот если шарик опустим в воду, он утонет?

-Давайте прверим.

- Странно, камешки утонули, а шарик- нет. Почему так происходит? Как вы думаете? (В шарике воздух, он легче, чем вода).

Вывод: Воздух имеет вес, он легче, чем вода.

Воспитатель: Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом и убедились, в том какие интересные открытия делают ученые в своих лабораториях. Вам понравилось занятие?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня о воздухе.

Дети:

-Воздух нельзя увидеть, его можно почувствовать.

-Он не имеет цвета.

-Воздух можно услышать разными способами.

-Воздух имеет вес, он легче воды.

-Воздух без запаха.

Дети:

-Увидели воздух :

-С помощью трубочек и емкости с водой, когда наклонили стаканчик.

-Почувствовали воздух с помощью вееров, дули на ладонь.

-Услышали воздух с помощью колбочек, колпачков, шарика.

-Воздух имеет вес с помощью камешек и шарика.

-Воздух не имеет запаха, он приобретает запах тех предметов, с которыми соприкасается.

-Он есть всюду.

Дети читают стихи.

1. Воздух- это то, чем мы дышим,

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолет.

2. Птица в воздухе летает

Разным воздух наш бывает.

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

3. Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

4. Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял….

Воздух разный, он такой,

Где найдем его с тобой?

Танец «Шарики воздушные»

Воспитатель: Наш эксперимент подошел к концу, вы все были внимательными, активными, любознательными. Уважаемые коллеги, вы сейчас разъедитесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу. В память о нашей работе я хочу подарить вам мыльные пузыри.

Публикации по теме:

«Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе«Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе День науки и творчества в старшей группе «Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии» Воспитатель Зайцева Н. И. Цель: Развивать у детей.

Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» Еще с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем» Цель: выявить уровень разложения отходов. Оборудование: пластиковые емкости с крышками 7 штук, грунт, предметы для исследования (кора.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Крахмальный клей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №32 Экспериментальная исследовательская.

Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Песок. Состав и свойства песка» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Познакомить детей с песком как с природным компонентом.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги» Исполинова Галина Владимировна, воспитатель первой категории. г. Нарьян–Мар Цель: Расширять представления детей о разных видах бумаги,.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Весенние явления» Эксперименты в старшей группе «Фантазеры» на тему: «Мы исследователи» (Весенние явления). ТАЯНИЕ СНЕГА. Цель: Подвести детей к пониманию.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан» Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан» Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу.

Экспериментальная деятельность. Эксперимент «Волшебные спички»Экспериментальная деятельность. Эксперимент «Волшебные спички» Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прём пищи, игру, прогулку и конечно же занятия. Эксперименты помогают развивать.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста, о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 18:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД