Наталья Гришкина
Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Песок. Состав и свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.
Развивать самостоятельность, наблюдательность, внимание, память и мышление, навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, нравственно-волевые качества.
Материалы: стаканчики, песок, схемы проведения опытов, тетрадные листы, песочные часы, лупы, баночки, сито, поролон, пластиковая бутылка, иллюстрации по теме.
Ход ООД:
Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему „Песок, Состав и свойства песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Раздается стук в дверь и воспитатель заносит кактус.
Воспитатель показывает детям кактус и говорит за него (можно включить запись заранее записанного голоса).
Воспитатель - Посмотрите, это кактус?
Кактус – Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам из далекой страны.
Воспитатель – как, разве ты не живешь у нас на окне.
Кактус – да, это сейчас я живу у вас на окне, а вот приехал я к вам издалека, хотите узнать, где моя Родина.
Дети - Да! Дети смотрят видео о жизни кактусов в пустыне.
Воспитатель - Правильно. Живут кактусы в пустынях, а пустыни состоят из песка.
Кактус – Да-да! Один песок. А вы знаете, что такое песок. Дети отвечают на вопрос.
Кактус - Скажите, а вы любите играть с песком? Ответы детей.
Воспитатель - Давайте с песком немного поиграем и познакомимся с его свойствами.
Кактус - Сначала давайте договоримся, что во время игры: песок в рот не берём, не трём глаза грязными руками, песком не обсыпаемся, согласны?
Дети – Да!
Воспитатель – Ответьте - какого цвета песок, какой он наощупь, и чем он удивителен?
Кактус – Чтобы ответить на все эти вопросы мы с вами будем экспериментировать, проводить настоящие исследования и изучать его!
Воспитатель – Мы согласны, приступим!
Дети – Да!
Воспитатель – Мы будем исследователями и пройдем в нашу лабораторию.
Кактус – А кто знает, что такое лаборатория? Дети отвечают.
Воспитатель - Молодцы! Но прежде я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории: без разрешения ни чего не трогать, слушать очень внимательно, выполнять только то, что говорю я.
Воспитатель: Я чувствую прохладу песка, а вы (ответы детей).
Опыт 1
Воспитатель дает детям теплый и холодный песок, уточняет, где какой песок находится. Предлагает пересыпать песок между пальцами.
Воспитатель - С каким песком вам было приятнее играть? Ответы детей.
Воспитатель - Ребята, что мы еще можем сказать про песок, какой он. Правильно, песок сухой.
Воспитатель - Давайте посмотрим какие следы мы можем оставить на песке своими пальцами. У кого что получилось (ответы детей). Песок сыпучий.
Работа с лупой
Воспитатель – Возьмите лупы и внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок: чем они похожи и чем отличаются? Дети рассматривают песок в лупы.
Воспитатель – Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются. Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).
Воспитатель – Посмотрим в лупы - какого цвета песчинки, (ответы детей) они темные и светлые. Посмотрите, а одинаковые ли они?
Дети – Неодинаковые, есть крупные и мелкие.
Воспитатель – Давайте проверим.
Работа с ситом
Воспитатель через сито просеивает песок.
Воспитатель – Если песок сыпется, то он какой?
Дети – Сыпучий.
Воспитатель предлагает слепить из песка калачик.
Воспитатель - Калачики не получились, рассыпались. Почему?
Дети - сухой песок сыпучий.
Воспитатель – Давайте понюхаем песок! Он пахнет?
Дети – Нет, не пахнет.
Воспитатель – Значит, сухой песок не имеет запаха. Тогда возьмите баночки и насыпьте песок в них. Налейте в баночки с песком воду. Дети выполняют.
Опыт 2
Воспитатель – Возьмите еще одну баночку и насыпьте туда песок. Возьмите вторую баночку, и сравните – какая банка тяжелее – с сухим песком или сырым. Дети сравнивают.
Дети – Сырой песок тяжелее.
Работа с лупой
Воспитатель – Возьмите лупы и рассмотрите сырой песок.
Воспитатель – Песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух.
Воспитатель – Пересыпьте песок из баночки на поднос и обратно. Дети пытаются пересыпать песок.
Воспитатель – Что вы заметили? Дети отвечают. Верно – мокрый песок не сыпется, он лепиться.
Воспитатель – Тогда предлагаю слепить калачики из сырого песка. Дети выполняют.
Воспитатель - Получились куличики. Ответы детей.
Опыт 3
Воспитатель – А есть такой интересный метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях - это очистка песком. Сейчас мы с ним ознакомимся.
Воспитатель показывает детям опыт – наливает воду в подготовленную заранее отрезанным дном пластиковую бутылку с песком.
Воспитатель – Видите - вода проходит сквозь песок. Что делает песок с водой? Ответы детей: песок может пропускать воду и очищать ее.
Воспитатель – Конечно нужен еще фильтр, чтобы сделать нашу воду питьевой.
Рефлексия
Воспитатель – С кем мы познакомились вначале занятия?
Воспитатель – Что мы делали?
Воспитатель – Какие правила вы запомнили?
Воспитатель – Что вам больше понравилось?
Игра «Песчинка»
Воспитатель – Представьте, что вы песчинки, а я ветер. Дети держатся за руки. Я на вас дую, а вы разлетаетесь. Почему?
Дети – Песчинки легкие.
Воспитатель – Хотите рисовать?
Дети – Да!
Воспитатель – А рисовать мы будем сухим песком.
Игра в центре «Песочная анимация». Дети рисуют песком под музыкальное сопровождение.