МААМ-картинки

Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития

Гордеева
Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

С позиции наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа [1].

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития : дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Поэтому, для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Эксперимент — то же, что и опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние свойства, но и внутренние отношения. В дошкольный период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения,

абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, ав наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность [3].

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляетсобой простое, как будто бесцельное (процессуальное)экспериментирование сигрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такогоэкспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме,назначению. Сначала происходит внешнеедействие с предметами. По меревзросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относитих к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте— мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного кнаглядно-образному и логическому. Ребенок начинает задавать вопросы: зачем, почему, как? [2]

В исследовательской деятельности можно выделить такие этапы:

1. Возникновение проблемы.

2. Выдвижение гипотез (предположений).

3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

4. Выводы (установление связей).

Основное оборудование и материалы:

1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.

5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

6. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл, марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.

8. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый, таз, сетка-авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля [4]

Самое лучшее начать с экспериментов связанных с живой природой, чтобы развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практическому экспериментированию с ними, так же очень увлекает детей и неживая природа, где они узнают о различных свойствах предметов, материала, химических свойствах различных материалов.

Благодаря систематическому проведению опытов и игр-экспериментов дети с зпр начинают задавать вопросы на природоведческую тематику, пытается искать на них ответы. Делают первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога. Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Высказывают предположение, каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос “угадай что получится?” Иногда задают вопрос “можно ли так сделать?” Продолжительность наблюдений 3- 4 минуты. Воспитатель непрерывно комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения. При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос “Как это сделать?” К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. При проведении простейших опытов отвечают на вопрос “что случится, если мы сделаем это?” Работают вместе с воспитателем. Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждение взрослых, если убеждались в их правильности. Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты, простые наблюдения ведутся самостоятельно. Произносит фразу: “Я хочу сделать то-то” Желание что- то сделать выражают словами. Количество целенаправленных действий увеличивается. Приобретают способности пристально рассматривать объекты и явления.

Таким образом, экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности у детей, а главное, дает возможность развитию детской любознательности.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 03:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Гордеева (УИ 2481403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД