Наталья Валерьевна Горева
Эссе «Моя педагогическая философия!»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
Автор: воспитатель МДОУ детский сад №26
Горноуральский Городской Округ п. Горноуральский
Горева Наталья Валерьевна
Дети – цветы жизни. Многие скажут, как это банально. Да, может быть. Но ведь каждый малыш родился потому, что этого хотели его родители. Ребенка с самого рождения окружают любовью: коляска и кроватка самые лучшие, игрушки самые дорогие, одежда самая красивая. Но это все материальное доказательство любви. И порой родители не могут показать своему ребенку, как они его любят, как заботятся о нем.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия!“» размещена в разделах
Мне становится обидно за родителей, особенно за мамочку, которая воспитывает ребенка одна. Она всю жизнь посвятила своему чаду, работала сутками, а ее взрослый и обнаглевший отпрыск не хочет даже помочь нести сумку с продуктами, которые потом сам и съест.
Как привить чуткость, доброту и эмоциональную отзывчивость в детях? Каким образом воспитатель может помочь родителям в решении данного вопроса? И как ни странно, ответ я нашла в самой фразе «Дети – цветы жизни». Цветы - это часть природы, значит надо в детях воспитать любовь к природе, чуткое и заботливое отношение к братьям нашим меньшим. А если дети научатся проявлять заботу о маленькой былинке, уступать дорогу трудяге-муравью, то и к людям будет проявляться чувство любви.
Такой простой ответ, но требует много размышлений: как приучить ребят любить, беречь и охранять природу, и вообще все живое, окружающее нас? Я стала перечитывать методическую литературу. И вот, совсем случайно наткнулась на замечательные слова Сухомлинского В. А., который считал, «что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
Поэтому на протяжении многих лет работы в детском саду я всегда выбирала направлением своей работы – экологическое воспитание.
Педагогам известно, что наиболее действенным средством экологического воспитания дошкольников является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). И, тем не менее, нельзя научить ребенка понимать, любить и беречь природу по картинке. Ребенку нужно невербальное общение с объектами природы: потрогать, понюхать, попробовать на зуб.
В программе «Детство», по которой работает наш детский сад запланировано всего 2 статичных занятия в месяц по направлению «Мир природы». Этого явно недостаточно.
Я задумалась, как же использовать природные ресурсы, не выходя с территории детского сада? Среди многообразия видов природоохранительной деятельности с детьми наиболее предпочтительной оказалась экологическая тропа, которая формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к частичке родной земли.
Само название - «экологическая тропа» я понимаю, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит».
Создание экологической тропы было начато с организационной работы по изготовлению карты-схемы прохождения маршрута, на которой расположены основные видовые точки.
С чего же начать? Как научить детей не только видеть красоту окружающей среды, восторгаться ею, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании.
Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали белоствольные березы, чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. В начале мая мы посеяли цветы. Растения были подобраны контрастные по строению, форме, величине, окраске.
Таким образом, появилась небольшая альпийская горка – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся, хотя раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии.
Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы.
Также была разбита клумба для лекарственных растений, на которой были высажены душица, мелисса, ромашка аптечная, валериана.
На территории земельного участка имеется место, где растает береза. Мы проводили наблюдения за сезонными изменениями, водили хоровод, пели песни, играли.
Используя ель как видовую точку, я внедрила исследовательскую деятельность детей. Дошкольников очень заинтересовало: какого цвета кора, какая она на ощупь, сравнивали иголки сосны и ели, рассматривали капельки смолы.
Кроме деревьев мы наблюдали и за кустарниками, произрастающими на участке детского сада. При близком рассмотрении дети убедились, что у кустов нет центрального ствола, и этим кусты отличаются от деревьев.
Необычайно интересным оказался трухлявый пень. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогли детям понять круговорот веществ в природе. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи, мы видели клопов «солдатиков», муравьев и других насекомых. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед. На коре яркими белыми и зелеными пятнышками сверкает лишайник. А рассматривать разные виды растений через лупу оказалось чрезвычайно интересно.
На участке мы вкопали птичий столб с кормушкой. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли ребятам сделать вывод о том, что без помощи людей птицам трудно.
Мы начали проект «Птичья столовая». Цель проекта – создать и организовать регулярную работу птичьей «столовой» на территории детского сада, а также проявлять заботу о братьях наших меньших.
Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Наблюдать и не вредить природе – вот главное правило, которое усвоили дети.
Несомненную ценность имели повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (раннее утро, солнечный день, пасмурный день, туман, сумерки и т. д.)
Дошколята, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Экологическая тропа позволила более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. А самое главное было в том, что я занималась на тропе с ребятами, а свои впечатления об увиденном они выражали в изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Я считаю что, объекты экологической тропы дали больше возможности для экологического воспитания детей, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки Старичка-Лесовичка, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. Дети стали чуточку добрее, внимательнее, а значит проделанная мною работа возымела успех, и неплохой результат.
Я люблю детей, маленькую частичку огромного мира природы потому, что дети – это цветы жизни.