Елена Сухонина
Эссе «Я — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
для конкурса «Воспитатель года»
Прожить каждую ноту искренне, пропуская ее через себя, стремится любой настоящий музыкант. Не допустить фальши в своей игре, если ты исполнитель. Говорить правду, передавать эмоции – задача любого композитора. А если я и педагог, и музыкант - музыкальный руководитель, работающий с дошколятами, в чем моя цель, моя миссия?
Музыкальный руководитель представляется мне композитором, пишущим партитуру. «Партитуру» счастливого детства, вплетающую в себя веселые танцы, красивые песни, вдумчивое слушание, задорные пляски и музыкальные игры. А все главные партии исполняют воспитанники детского сада. И мелодия будущей жизни во многом зависит и от того, как прозвучит партия в дошкольном детстве.
Публикация «Эссе „Я — педагог“» размещена в разделах
Сегодня я вспоминала, как началась работа над моей «партитурой». С детства я пыталась найти «свою мелодию». Первой мелодией, которую помню до сих пор, была мамина колыбельная и первая музыкальная игрушка. Музыка сопровождала меня каждый день — и вот уже я на утреннике в детском саду или на празднике в музыкальной школе весело пою свои любимые песенки, на радость родителям и гостям. А позже, представляла себя известной певицей на экране телевизора.
Вначале мне казалось, что моя мелодия путеводной нитью проходит через оперную музыку. Она пленила меня. Годы занятий и подготовки к поступлению в колледж, а затем и в консерваторию. Вступительный экзамен… Поступила.
Присутствует ощущение, что кто-то свыше помог мне связать музыку с педагогикой.
Любимые преподаватели учили меня, работая с детьми создавать «музыкальное произведение», где каждый сможет попробовать себя в лидирующей партии, и где голос каждого будет услышан и прочувствован.
Отчетливо помню свои первые сомнения: а смогу ли я? Ведь это так важно владеть сердцами детей, постигать их душу, но в то же время, не навредить, не ранить ее. Ведь одно неловкое, неуклюжее высказывание, и душа ребенка закроет для тебя свои двери и уже никогда не сможет взять нужную ноту. Детство заканчивается, наивные мечты проходят. Но музыка не исчезает из жизни и сердца ребёнка. Она продолжает сопровождать, наполняя радостью, заряжая бодростью и весельем, или, наоборот, погружая в мир романтических грез.
Дети-дошколята – бесконечно открытые. И важно помнить – какая ответственность лежит на педагоге – «композиторе», которому предстоит совместно с детьми создавать новое неповторимое «музыкальное произведение», привить им любовь к музыке, помочь раскрыть их способности.
В современном мире так много музыки вокруг. С экранов телевизоров, компьютеров, в торговых центрах и на улицах – музыка везде! Маленький человек слышит, запоминает ритм, слова, повторяет мелодию и движения. И, казалось бы, хорошо – ребенок раскрепощен, поет, двигается. Но какая эта музыка? Всегда ли она добрая, приносящая в маленькое сердечко зернышки, из которых прорастет любовь к другим людям, понимание себя и истинных своих желаний, радость идти по светлой дороге жизни? К сожалению, не всегда это так. И в этом хаосе обрушивающихся на ребенка впечатлений ему крайне необходимы опора в понимании окружающего мира и осознании своего места и назначения в нем. И какой силой наделен музыкальный руководитель, если может помочь ребенку устанавливать свои отношения с миром, быть автором, композитором своей жизни!
Вот ребенок впервые сам правильно и с удовольствием выполняет танцевальное движение, вот группа начинает с каждым днем петь все чище и чище. И вот, наконец, они не боятся проявить творчество, импровизацию в музыкальной, театрализованной деятельности – они сами – маленькие композиторы, которые создают свой шедевр.
Время не властно над музыкой, а это значит, что самые яркие ноты из детства прозвучат в нужное время в будущем моих воспитанников, и внесут свою лепту в главную симфонию жизни сегодняшних дошколят! Вот моя цель. И вот моя миссия.