Эссе «Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду»

ШОРЕНА РЕЗОВНА КВАРАЦХЕЛИЯ
Эссе «Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду»

Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

(М. В. Ломоносов)

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью. И детский сад выполняет важную функцию. Теория и методика формирования математических представлений у детей – самостоятельная научная и учебная область. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ДОУ.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средства и формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга.

В основе методики заложены ведущие понятия.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Методика формирования элементарных математических представлений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований.

Можно выделить ряд основных этапов развития учебной дисциплины:

1-й этап – эмпирическое развитие методики. На этом этапе происходило выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и др., а так же представителями классических систем сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель). На становление и развитие методики значительное влияние оказали методы обучения математике в школе (монографический и вычислительный).

2-й этап – начальный этап становления теории и методики математического развития ребенка. В этот период определяется содержание, средства, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста (исследования Е. И. Тихеевой, Л. В. Глаголевой, Ф. Н. Блехер). Большая роль в теоретическом обосновании направлений развития дисциплины принадлежала фундаментальным исследованиям в области психологии и педагогики (К. Ф. Лебединцев, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк и др.).

3-й этап – создание А. М. Леушиной научно-обоснованной дидактической системы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Она разработала теоретическую и методическую концепции формирования количественных представлений в дошкольном возрасте. Была определена роль занятий как ведущей формы организации работы педагога с детьми, доказано значение дидактического материала и игр в формировании математических представлений детей.

4-й этап – совершенствование методики в условиях современного дошкольного образования. На современном этапе развития методики создаются и апробируются вариативные программы и технологии математического развития детей дошкольного возраста, совершенствуются формы и методы формирования математических преставлений у детей разных возрастных групп. Наиболее актуальными проблемами современной теории и методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются проблемы развития математических способностей и математического мышления (А. В. Белошистая, формирования математической готовности детей к школьному обучению, организации комплексной диагностики математического развития дошкольника, осуществления индивидуально-дифферинцированного подхода в обучении детей математике и др.

Существует множество подходов к обучению арифметики и формированию у детей элементарных знаний о математических понятиях. Детей обучают счёту,показывают отличительные моменты цифр: больше, меньше, чётные, нечётные цифры.

Для достижения результатов используют различные материалы: счётные палочки, природные материалы, учат считать и распознавать деньги.

Детей учат распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др.Так же дети должны осваивать и мерные величины: метр, сантиметр, килограмм, грамм и т. д. При проведении занятий детей учат не только показательной арифметике, но и производить арифметические действия в уме. Учат находить и сопоставлять предметы в быту, на улице и в природе.Например: три берёзы под окном.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Учитывая незначительный опыт детей,обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности.Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

В любой сфере деятельности есть как свои плюсы, так и свои минусы. Наверное, особенно это заметно в педагогической деятельности. Мне бы хотелось рассмотреть, какие плюсы и минусы присутствуют в занятиях математикой в детском саду.

Опираясь на свой личный опыт, я бы отнесла к минусам следующие особенности процесса обучения математике в детском саду:

Первое – это нежелание родителей закреплять с детьми пройденный материал. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» в ДОУ не даются обязательные домашние задания, а некоторые родители и вовсе не интересуются тем, чему обучают детей в детском саду. Для такой категории родителей самым главным является то, чтобы ребенок находился под присмотром, вовремя поел и погулял. А для некоторых детей домашнее закрепление пройденного на занятии материала просто необходимо.

Второе – это отставание от программы по причине пропусков и болезни у некоторых детей. Систематичность, последовательность изложения и закрепления пройденного материала – залог успеха обучения в любой области знания. Пропуски по болезни или домашней причине провоцируют отставание ребенка от программы, в результате чего на плечи воспитателя ложится дополнительная индивидуальная работа.

Третье - это недостаток опыта у некоторых воспитателей. Недостаток опыта у некоторых воспитателей не позволяет им правильно выстроить занятие, учесть индивидуальные возможности и потребности воспитанников, в результате занятие получается смазанным, дети не усваивают необходимый материал.

Перечисляя минусы в процессе обучения математике в детском саду из личного опыта, меня радует тот факт, что их не так много. И нам с нашей стороны нужно прилагать все усилия, чтобы подвести их до минимума.

А «плюсов» в занятиях математики в детском саду все же больше, чем минусов:

Деление детей на две группы. Ни для кого ни секрет, что в детских садах группы укомплектованы «под завязку» и в результате чего воспитателю сложно отследить, насколько верно каждый из воспитанников усвоил новый материал или выполнил задания. Но в нашем саду дети старших групп поделены на две подгруппы. Когда одна подгруппа занимается на математике то вторая на грамоте.

*

Продуманные программы. Программы, по которым проходит формирование

элементарных математических представлений в детском саду разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей. Они опробированы во многих ДОУ и отлично себя зарекомендовали.

*

Множество методик. Большое количество методик позволяет сохранять

заинтересованность детей на занятиях, обеспечивает разнообразие занятий, помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

*

Интеграция образовательных областей. Интеграция способствует закреплению пройденного материала на других занятиях (например, в конструировании, аппликации, физкультуре и т. д.).

*

Семинары, тренинги, онлайн курсы, вебинары которые играют, огромную роль в самообразовании педагога, чтобы шагать вперед в ногу со временем.

*

Последовательная подача материала, от простого к сложному. Такой принцип подачи материала позволяет каждый раз формировать «базу», которая используется на следующих занятиях.

*

Закрепление пройденного в индивидуальном порядке или по подгруппам с использованием различного дидактического материала.

*

Закрепление пройденного материала в различных видах деятельности – на прогулке, в игре, художественном творчестве, трудовой деятельности. Это позволяет воспитателю взрастить интерес ребенка к занятиям математикой.

*

Конкурсы, викторины, КВН часто проводятся с детьми. Играть и учиться вместе всегда интереснее, чем одному. Такой подход к формированию ФЭМП вызывает у детей интерес к решению логических задач. Воспитывает дружеские отношения, взаимопомощь. Кроме того, в группе как правило, бывает не один ребенок испытывающий трудности при выполнении какого-либо задания, и это тоже является своего рода психологической поддержкой. В то же время, появляется стремление тянуться за сильными детьми.

Таким образом, несмотря на то, что в занятиях по математике в детском саду имеются не только плюсы, но и минусы, можно сказать, что все в наших руках, в руках мастера и опытного педагога, который может эти минусы превратить в плюсы, к чему и должен стремиться каждый уважающий себя современный педагог.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом есть большой плюс!

Публикации по теме:

«Как посадить кедр». Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию в детском саду«Как посадить кедр». Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию в детском саду Как посадить кедр знают дети в нашем детском саду апреле в старших группах ГУО "Ясли-сад №36 г. Новополоцка" прошли «Зелёные уроки», на.

Консультация для родителей «Форма одежды детей на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду» Консультация для родителей «Форма одежды детей на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду» Дети с радостью ходят на музыкальные.

Консультация для родителей «Плюсы и минусы совместного сна ребенка с родителями?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Росинка» Консультация для родителей «Плюсы и минусы.

«Мы за спорт!» Фотоотчет о занятиях физическими упражнениям в детском саду«Мы за спорт!» Фотоотчет о занятиях физическими упражнениям в детском саду Спорт - это занятия физическими упражнениям,регулярные тренировки,спортивные соревнования. Спорт делает человека сильным, выносливым,укрепляет.

Народные игры для использования на музыкальных занятиях в детском саду ИГРА «ГОНЧАРЫ». «Горшки» - это дети, которые сидят на корточках. «Покупатель» выбирает горшки, можно проверить горшок на прочность – постучать.

Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Цели: самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями.

Развивающие игры-упражнения на музыкальных занятиях в детском саду Развивающие игры-упражнения на музыкальных занятиях в детском саду В нашем МБДОУ кроме праздников сезонных, тематических, проходят развлечения.

Семинар для воспитателей и педагогов ДО «Система дошкольного образования за рубежом. Плюсы и минусы» Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представлен обзор систем дошкольного образования некоторых зарубежных стран. Система дошкольного.

Эссе воспитателя «Воспитатель в детском саду: кто это?» Кто такой воспитатель в детском саду? Многие, отвечая на этот вопрос, начнут искать умные формулировки в интернете и научной литературе.

Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в последнее время приобрёл особую значимость для музыкального и общего развития личности.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Эссе «Плюсы и минусы в занятиях математикой в детском саду»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 19:09
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки