МААМ-картинки

Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Ирина Зайцева
Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам на современном этапе, можно объяснить положением ФГОС дошкольного образования, которое ориентировано на развитие взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Благодаря приобщению детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам, дошкольник приобретает детском саду значимый навык- строить дружественные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми.

Публикация «Эссе „Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми“» размещена в разделах

Дошкольный возраст (3- 6- 7 лет) является важным периодом становления личности, а также периодом активного изучения социального пространства. В данный период интересы ребенка смещаются от предметного мира к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Разрастается круг общения : ребенок посещает магазины, поликлинику, детский сад, начинает общаться со сверстниками. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве : «ребенок — взрослый». Ребенок стремится действовать автономно, вести себя «как взрослый». Однако непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно. Противоречие разрешается в ведущем типе деятельности дошкольника — в сюжетно – ролевой игре.

В развитии общения дошкольника со сверстником можно выделить несколько этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по чувственно-практическому общению, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4-6 лет) появляется необходимость в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно появляется необходимость в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, такое общение называется внеситуативно-деловым; рождаются устойчивые избирательные приоритеты в общении.

В общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками находится теперь источник переживаний ребенка. Дошкольник становится сильно зависимым от отношения окружающих его людей. Если окружающие относятся к ребенку с лаской, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Это играет определяющее значение для нормального психического и личностного становления ребенка, выработке у него положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим. Возможности общения дошкольников со взрослыми с возрастом расширяются, содержание его усугубляется, чему благоприятствует достигнутый уровень развития речи.

Именно в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, поэтому основной задачей воспитателя, начиная с младшего дошкольного возраста, выступает зарождение «групповых нравов», то есть, зарождение взаимоотношений в коллективе, определении ее норм и традиций.

Для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми я использую нижеперечисленные формы работы:

- сюжетно- ролевые игры, ведь она является ведущим видом деятельности дошкольника.

Одной из таких игр я использую «вежливые слова», целью которой является развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. В данной игре назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Следующей игрой является «подарок на всех», целью которой является развитие умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллективизма. Детям даё тся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Также я провожу игру «коврик примирения» назначением которой, служит развитие навыков общения и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились во время прогулки. Приглашает мальчиков присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину ссоры и найти путь мирного решения конфликта. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

- игры-ситуации. Участие в играх, способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять чувства других людей.

К примеру, я провожу игру «Робот». Игроки образуют пары с заданными ролями: робот и человек. На полу расставлены кегли. Робот под руководством человека должен принести одну из них. Отдаваемые человеком команды должны подробно описывать все необходимые действия ( например: повернуться направо, сделать два шага, протянуть руку вперед, опустить ее, взять кеглю и т. д.).

-чтение художественной литературы (сказки «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль» и др.)

-беседы по иллюстрациям из пособий («Я и мое поведение», «Уроки доброты», «Моя семья» и др.)

-чтение, анализ и пересказ моральной истории («Женя и дедушка», «Медведь и солнышко» и др.)

-дискуссии на моральные темы («Хорошо- плохо» и др.)

-упражнения («Закончи предложение», Кто хочет помочь мальчику»? и др.)

-задушевные беседы («Можно мальчика/ девочку назвать другом», «Учимся гулять с больными детьми» и др.)

Все эти формы работы, на мой взгляд, способствуют:

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

привычке сообща играть, трудиться, заниматься;

стремлению радовать старших хорошими поступками;

умению самостоятельно находить общие интересные занятия;

воспитанию уважительного отношения к окружающим, формирование таких качеств как сочувствие и отзывчивость;

развитию представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением;

формированию у детей необходимость вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Кроме того, для налаживания контактов детей, для накопления опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками мною используются следующие методы:

- объяснение (например, что можно делать, а что нельзя, что в играх, как и в повседневной жизни, существуют правила);

- оценка воспитателем действий ребенка;

- мини-беседы, основой которых является литературные произведения;

- небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни;

- коллективная деятельность.

Подводя итоги, хочется отметить, что основной задачей воспитателя, начиная с младшего дошкольного возраста, является формирование «групповых нравов», то есть, формирование взаимоотношений в группе, определении ее норм и традиций.

Для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми я использую различные формы и методы работы.

Литература

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991-160с.

Защиринская О. В, Шипицина Л. М. “Азбука общения” : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство- Пресс», 2001.

Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

Публикации по теме:

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в семье и детском саду посредством взаимодействия со взрослыми Актуальность темы: семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных.

Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования» Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования. Коллекционирование – одно из древнейших.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей дошкольного возраста к книге Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры. В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается наше общество, является разрушение личности. На сегодняшний день материальные.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею - единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Развитие навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельностиРазвитие навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельности Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития детей по данной теме, обмен необходимой информацией для успешного.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 05:09
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зайцева (УИ 307571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД