Получи документы

Этнокультурное воспитание дошкольников

Татьяна Брагина
Этнокультурное воспитание дошкольников

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Тема моего доклада выбрана не случайно, поскольку мы стараемся воспитывать детей, используя национальную культуру.

Этнокультурное воспитание – это воспитание на основе лучших национальных традиций и художественного творчества, которое помогает дошкольнику приобщиться к родному языку и культуре своего народа.

Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Целью, которую мы перед собой ставим, является воспитание духовно-нравственной личности, которая уважает, знает и продолжает традиции своей семьи

В нашем детском саду воспитываются дети различных национальных культур: русские, казахи, армяне, дагестанцы, татары. Уже в дошкольном возрасте мы приобщаем детей к воспитанию доброжелательных отношений к представителям разных этнических групп.

Своей целью в этнокультурном воспитании наших дошкольников мы ставим :

-приобщение детей к культуре своего народа, используя музыку, танец или песню;

-развитие национального самосознания, воспитание любви к своим близким людям, природе, интерес к традициям своего народа;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Одной из главных наших задач, является включение родителей в работу детского сада. Мы стараемся вовлекать родителей дошкольников в этнокультурный образовательный процесс, который включает эстетическое, эмоциональное и духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к добру и красоте, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь только от нас зависит какими вырастут наши дети.

В нашем детском саду для достижения поставленных целей в этнокультурном воспитании детей мы стараемся создавать условия неформального общения, способствующего проявления инициативы родителей. Учимся строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог, родитель, дошкольник. Для формирования интереса к народной культуре проводим семинары, открытые мероприятия, для самообразования родителей готовим консультации, которые представлены в каждой группе, для определенного возраста дошкольников. Приглашая родителей на праздники, открытые мероприятия развиваем у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком. Ведь только вместе, сообща, мы можем добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у воспитанников.

В наши дни наблюдается огромный дефицит общения ребенка с родителями, дети большую часть жизни проводят вне дома, в связи с этим наносится непоправимый урон духовному и физическому здоровью детей.

Семья уже не играет ведущую роль, дети не получают элементарных представлений о народных обычаях и культуре, страдают нравственные устои! Мы стремимся укреплять и развивать семейные народные традиции, обычаи, приглашая родителей на семейные посиделки, вечера досуга

Именно в детском возрасте мы пытаемся возбудить в душах наших детей интерес к своему народу, его культуре, зародить в их сознании чувство любви к Родине. Показать их принадлежность к великому народу, открыть детям все то, что создано народом за его историю.

В дошкольном детстве ребенок начинает познавать мир, и его интерес к своим народным истокам возникает только тогда, когда мы можем затронуть его эмоционально-чувственную сферу. На протяжении многих веков именно мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Ведь именно в раннем детстве ребенка окружают сказки, поговорки, пословицы, которые представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Приобщая детей к народному творчеству разных этнических групп, мы используем песню, пляски, которые передают черты и характер народа.

Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращаем внимание детей на то, что у каждого народа пословицы и поговорки разные, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

С младшего возраста мы стараемся приобщать детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, и др., стараясь усложнять задачи. В старшем дошкольном возрасте игры становится более выразительными и сочетаются со словами, здесь проявляется не только любознательность ребенка, но и смекалка. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

Помимо игр, одной из форм воздействия на ребенка в семье и детском саду были и есть народная сказка. Герои русских народных сказок, заботятся о своих близких, своём народе. Богатыри сражаются с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливают справедливость и согласие в мире. Дети любят подражать героям, придумывая свои игры, показывают свои актерские таланты в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность помогает нам решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении эмоций, впечатлений от произведений искусства и окружающего мира. Малыш будь он зрителем или исполнителем, вступает в эмоциональный контакт с героями художественных произведений, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребёнка.

При этнокультурном воспитании в нашем образовательном учреждении, проводится работа с детьми, начиная с младшего возраста. Мы оформляем уголки групп в соответствии с возрастными особенностями ребенка. В каждой группе регулярно проходят занятия (аппликация, рисование, конструирование, используем дидактические игры. В младшем возрасте это: «Найди одинаковые узоры», «Найди пару», «Кто где живет?». Прежде чем начать игру, мы рассказываем детям о родной природе, читаем стихи о животных, о родном крае. Педагогическая задача этих игр, обусловлена необходимостью возрождения национальной культуры. В старшем дошкольном возрасте знакомим с дидактическими играми с национальным колоритом. Например: армянские игры «Отгадай, кто?» (Гушаки овэ, «Дай руку» (Тур дзеркт); казахские игры «Ястребы и ласточки» (Жапактар жане карлыгаш, «Платок с узелком» (Орамал, дети с удовольствием участвуют в этих играх. Очень любят дошкольники и русские игры «Золотые ворота», «Колечко-колечко», «Гори, гори, ясно», которые способствуют развитию ловкости, внимания, расширяют и словарный запас детей. Сейчас, хороводные игры все меньше применяются на практике, постепенно исчезают, и наша задача, возродить преемственность поколений, привить детям любовь к русской культуре, дать детям нравственные устои. Большое значение уделяем патриотическому воспитанию, организации праздников и развлечений. Спортивные праздники и развлечения объединяют детей разного возраста общими переживаниями, праздники формируют культуру поведения и дисциплинированность. В нашем детском саду ежегодно проходит эстафета «Мама, папа, я- спортивная семья», это очень сближает родителей и детей. Праздник 8-е Марта, мы тоже проводим с мамами. Дети дома готовят номера вместе с мамой, и на празднике соревнуются между собой. Девочки очень любят выступать вместе с мамой, сестрой. Все это способствует формированию понимания значимости мамы в жизни ребенка, привитие уважения и любви к ней. Совместная деятельность эмоциональная и творческая очень положительно влияет на детей, позволяет ребенку раскрыться при родителях, выявить новые качества, сформировать положительное отношение друг к другу.

Знакомим детей с традициями христианских праздников: Рождество, Пасха, Крещение, Троица. Праздник Масленица знакомит детей с русскими забавами, весельем, развивает выносливость и выдержку. Да и кто же не любит горячих и пышных блинов, которыми мы угощаем детей после праздника. В русской культуре эти праздники связаны с народными обычаями и традициями. Создаем условия для совместной творческой деятельности, сочетание коллективного и индивидуального, способствует объединению нас педагогов, родителей и наших детей.

Особое место в нашем детском саду занимает День Победы. На протяжении уже долгого времени мы, как и все педагоги, очень много времени посвящаем Великой дате. В рамках празднования Дня Победы были организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями. Дети и педагоги выступают на площадках нашего города.

Наш детский сад тесно сотрудничает с библиотекой, через посещение детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий. Дети старшего дошкольного возраста очень любят посещать библиотеку, там они знакомятся с интересными людьми, проводятся театрализованные представления. Сами дети участвуют в конкурсах чтецов. Главная задача, помочь ребенку развиваться.

У каждого народа есть свои национальные особенности в воспитании детей. И наша задача использовать эти замечательные традиции. Дошкольный возраст благоприятен в плане формирования у них дружелюбия к разным народам. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей, и мы стараемся, чтобы все они чувствовали себя одинаково комфортно.

В заключении хочется сказать, что мы, взрослые должны дать выход детским стремлениям, увлечениям, способствовать социализации ребенка. Приобщая у него активную позицию, мы вызываем стремление у ребенка сохранить традиции и обычаи русского народа, родного края. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится и станет его и нашей жизнью. Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

Публикации по теме:

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Экологическое воспитание дошкольников .

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Сенсорное воспитание младших дошкольниковСенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 12:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД