Татьяна Брагина
Этнокультурное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Тема моего доклада выбрана не случайно, поскольку мы стараемся воспитывать детей, используя национальную культуру.
Этнокультурное воспитание – это воспитание на основе лучших национальных традиций и художественного творчества, которое помогает дошкольнику приобщиться к родному языку и культуре своего народа.
Публикация «Этнокультурное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Целью, которую мы перед собой ставим, является воспитание духовно-нравственной личности, которая уважает, знает и продолжает традиции своей семьи
В нашем детском саду воспитываются дети различных национальных культур: русские, казахи, армяне, дагестанцы, татары. Уже в дошкольном возрасте мы приобщаем детей к воспитанию доброжелательных отношений к представителям разных этнических групп.
Своей целью в этнокультурном воспитании наших дошкольников мы ставим :
-приобщение детей к культуре своего народа, используя музыку, танец или песню;
-развитие национального самосознания, воспитание любви к своим близким людям, природе, интерес к традициям своего народа;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Одной из главных наших задач, является включение родителей в работу детского сада. Мы стараемся вовлекать родителей дошкольников в этнокультурный образовательный процесс, который включает эстетическое, эмоциональное и духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к добру и красоте, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь только от нас зависит какими вырастут наши дети.
В нашем детском саду для достижения поставленных целей в этнокультурном воспитании детей мы стараемся создавать условия неформального общения, способствующего проявления инициативы родителей. Учимся строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог, родитель, дошкольник. Для формирования интереса к народной культуре проводим семинары, открытые мероприятия, для самообразования родителей готовим консультации, которые представлены в каждой группе, для определенного возраста дошкольников. Приглашая родителей на праздники, открытые мероприятия развиваем у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком. Ведь только вместе, сообща, мы можем добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у воспитанников.
В наши дни наблюдается огромный дефицит общения ребенка с родителями, дети большую часть жизни проводят вне дома, в связи с этим наносится непоправимый урон духовному и физическому здоровью детей.
Семья уже не играет ведущую роль, дети не получают элементарных представлений о народных обычаях и культуре, страдают нравственные устои! Мы стремимся укреплять и развивать семейные народные традиции, обычаи, приглашая родителей на семейные посиделки, вечера досуга
Именно в детском возрасте мы пытаемся возбудить в душах наших детей интерес к своему народу, его культуре, зародить в их сознании чувство любви к Родине. Показать их принадлежность к великому народу, открыть детям все то, что создано народом за его историю.
В дошкольном детстве ребенок начинает познавать мир, и его интерес к своим народным истокам возникает только тогда, когда мы можем затронуть его эмоционально-чувственную сферу. На протяжении многих веков именно мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Ведь именно в раннем детстве ребенка окружают сказки, поговорки, пословицы, которые представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Приобщая детей к народному творчеству разных этнических групп, мы используем песню, пляски, которые передают черты и характер народа.
Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращаем внимание детей на то, что у каждого народа пословицы и поговорки разные, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».
С младшего возраста мы стараемся приобщать детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, и др., стараясь усложнять задачи. В старшем дошкольном возрасте игры становится более выразительными и сочетаются со словами, здесь проявляется не только любознательность ребенка, но и смекалка. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.
Помимо игр, одной из форм воздействия на ребенка в семье и детском саду были и есть народная сказка. Герои русских народных сказок, заботятся о своих близких, своём народе. Богатыри сражаются с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливают справедливость и согласие в мире. Дети любят подражать героям, придумывая свои игры, показывают свои актерские таланты в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность помогает нам решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении эмоций, впечатлений от произведений искусства и окружающего мира. Малыш будь он зрителем или исполнителем, вступает в эмоциональный контакт с героями художественных произведений, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребёнка.
При этнокультурном воспитании в нашем образовательном учреждении, проводится работа с детьми, начиная с младшего возраста. Мы оформляем уголки групп в соответствии с возрастными особенностями ребенка. В каждой группе регулярно проходят занятия (аппликация, рисование, конструирование, используем дидактические игры. В младшем возрасте это: «Найди одинаковые узоры», «Найди пару», «Кто где живет?». Прежде чем начать игру, мы рассказываем детям о родной природе, читаем стихи о животных, о родном крае. Педагогическая задача этих игр, обусловлена необходимостью возрождения национальной культуры. В старшем дошкольном возрасте знакомим с дидактическими играми с национальным колоритом. Например: армянские игры «Отгадай, кто?» (Гушаки овэ, «Дай руку» (Тур дзеркт); казахские игры «Ястребы и ласточки» (Жапактар жане карлыгаш, «Платок с узелком» (Орамал, дети с удовольствием участвуют в этих играх. Очень любят дошкольники и русские игры «Золотые ворота», «Колечко-колечко», «Гори, гори, ясно», которые способствуют развитию ловкости, внимания, расширяют и словарный запас детей. Сейчас, хороводные игры все меньше применяются на практике, постепенно исчезают, и наша задача, возродить преемственность поколений, привить детям любовь к русской культуре, дать детям нравственные устои. Большое значение уделяем патриотическому воспитанию, организации праздников и развлечений. Спортивные праздники и развлечения объединяют детей разного возраста общими переживаниями, праздники формируют культуру поведения и дисциплинированность. В нашем детском саду ежегодно проходит эстафета «Мама, папа, я- спортивная семья», это очень сближает родителей и детей. Праздник 8-е Марта, мы тоже проводим с мамами. Дети дома готовят номера вместе с мамой, и на празднике соревнуются между собой. Девочки очень любят выступать вместе с мамой, сестрой. Все это способствует формированию понимания значимости мамы в жизни ребенка, привитие уважения и любви к ней. Совместная деятельность эмоциональная и творческая очень положительно влияет на детей, позволяет ребенку раскрыться при родителях, выявить новые качества, сформировать положительное отношение друг к другу.
Знакомим детей с традициями христианских праздников: Рождество, Пасха, Крещение, Троица. Праздник Масленица знакомит детей с русскими забавами, весельем, развивает выносливость и выдержку. Да и кто же не любит горячих и пышных блинов, которыми мы угощаем детей после праздника. В русской культуре эти праздники связаны с народными обычаями и традициями. Создаем условия для совместной творческой деятельности, сочетание коллективного и индивидуального, способствует объединению нас педагогов, родителей и наших детей.
Особое место в нашем детском саду занимает День Победы. На протяжении уже долгого времени мы, как и все педагоги, очень много времени посвящаем Великой дате. В рамках празднования Дня Победы были организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями. Дети и педагоги выступают на площадках нашего города.
Наш детский сад тесно сотрудничает с библиотекой, через посещение детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий. Дети старшего дошкольного возраста очень любят посещать библиотеку, там они знакомятся с интересными людьми, проводятся театрализованные представления. Сами дети участвуют в конкурсах чтецов. Главная задача, помочь ребенку развиваться.
У каждого народа есть свои национальные особенности в воспитании детей. И наша задача использовать эти замечательные традиции. Дошкольный возраст благоприятен в плане формирования у них дружелюбия к разным народам. В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей, и мы стараемся, чтобы все они чувствовали себя одинаково комфортно.
В заключении хочется сказать, что мы, взрослые должны дать выход детским стремлениям, увлечениям, способствовать социализации ребенка. Приобщая у него активную позицию, мы вызываем стремление у ребенка сохранить традиции и обычаи русского народа, родного края. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится и станет его и нашей жизнью. Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.