Наталия Морозова
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательно - исследовательской деятельности
на тему: «Свойства воды».
ОО «Познание»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах во-ды.
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие: Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и де-лать выводы.
Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Развивать речь, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Предварительная работа:
Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
Проведение экспериментов с водой.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Чтение художественной литературы по теме «Вода».
Наблюдение за водой на прогулке.
Материалы и оборудование:
Карточки в виде капелек воды с загадками, термос, заранее приготовленный снег, три стакана с водой разной температуры; прозрачные пластиковые стаканы, трубочки, ложки, песок сахарный и обычный, краски, аудиозапись «Шум воды»; музыка для фона во время проведения опытов.
Интеграция:
ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Музыка», ОО «Безопасность».
Проведение НОД
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром пришла в детский сад, охранник мне передал конверт, адресованный нашей группе. И конверт голубого цвета! И подпись «Капелька». Интересно, что же нам Капелька написала? (открывает конверт) Да тут карточки-капельки с загадками. Послушайте первую загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
Воспитатель: А вот и вторая загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Воспитатель: Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (Воды)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!
Раздаётся стук в дверь и входит Капелька.
Капелька: Молодцы, вы угадали все мои загадки, но послушайте, какая история со мной приклю-чилась. Жили мы три сестрички капельки. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар и стала «паринкой». А потом нагрянул страшный мороз. Вторая моя сестричка в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А я успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”. Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
Воспитатель: Ребята поможем Капельке? Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт №1 «Пар - это тоже вода». Дети сидят на стульчиках и наблюдают.
Воспитатель ставит и открывает термос. Дети наблюдают пар.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, из термоса идёт пар, а сейчас я подносу к пару зеркальце, и не-много подержу. Что появилось на зеркальце?
Дети: Капли воды! (дети рассматривают на нём появившиеся капли воды)
Воспитатель : Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: «Пар - это тоже вода».
Опыт №2 «Снег – это тоже вода».
У детей на столах тарелочки со снегом.
Воспитатель: Что такое снег? (Выслушивает ответы детей). Снег - это ледяные
кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Снежинки
– это застывшие капельки воды.
Воспитатель: У меня две баночки со снегом, как вы думаете : в какой воде снег
растает быстрее: в тёплой или холодной? (ответы детей)
Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.
Воспитатель: И какой вывод мы можем сделать?
Дети: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.
Воспитатель: Значит, мы доказали Капельке, что «паринка», снежинка и капель- ка
родные сёстры. И отсюда мы сделали следующий вывод: Вода может находиться в
жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.
Капелька: Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли! Думаю, моя сестричка снежинка переста-нет важничать и мы, снова, как и раньше будем жить дружно. А я, в свою очередь, хочу поиграть с вами.
Игра «Капелька».
Дети берут в руки капельки и выходят на середину группы.
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком.
Те бегут не унывая
В реки быстрые, потом…
А потом и синь морская!
А за нею - океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
(Дети бегают врассыпную, потом парами, потом образуют круг, делая его большим, и с окончани-ем слов сужают круг к центру.) Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы ребятки! Как здорово вы поиграли с Капелькой. Капелька, а мы с ребята-ми можем рассказать о других свойствах воды. Капелька, хочешь о них узнать?
Капелька: Конечно, хочу!
Воспитатель: Ребята, назовите уже знакомые вам свойства воды.
Дети: Вода прозрачная (бесцветная, безвкусная, без запаха, льется, принимает форму сосуда, в который она налита.
Воспитатель: А сейчас мы проведём ещё один опыт с водой. Садитесь, пожалуйста, на свои ме-ста. (перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емко-стях).
Опыт №3 «Температура воды».
На столе воспитателя стоят три стакана с водой разной температуры.
Воспитатель: Как вы думаете, одинаковой ли температуры вода в стаканах? А чтобы узнать, нужно опустить пальчик в каждый из стаканов, определяя разницу в температуре воды. (Дети опускают пальчик в каждый из стаканов, определяя разницу в температуре воды). Что вы можете сказать о температуре воды?
Дети: Температура разная.
Воспитатель: И мы можем сделать вывод, что вода может быть различной температуры.
Опыт №4 «Что растворяется в воде?»
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.)
Дети: Сахар растворился.
Воспитатель: А что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? (добавляют в воду речной песок, перемешивают) Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок? (ответы детей)
Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску (добавляют краску, перемеши-вают). Что изменилось? Растворилась ли краска?
Дети: Вода изменила цвет. Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.
Воспитатель: А растворится ли в воде стиральный порошок? (Добавляют стиральный порошок, перемешивают). Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Дети: Вода стала мыльной.
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? (ответы детей)
Воспитатель: Из этого опыта мы узнали, что у воды есть ещё одно свойство вода – может раство-рять некоторые вещества.
Капелька: Спасибо, ребята. Вы много знаете о свойствах воды. И мне с вами было очень интерес-но. Но, к сожалению, мне пора возвращаться к своим сестричкам. До свидания!
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу! Мы хорошо сегодня поработали в лаборатории. О чём сегодня мы говорили, с какими свойствами воды познакомились? (ответы детей). Понрави-лось ли вам экспериментировать? Какой опыт понравился больше всего? (ответы детей).