Приложение МААМ

Формирование этнотолерантной личности дошкольника

Ольга Дилбандян
Формирование этнотолерантной личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

В наше непростое время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является человеческая личность. Однако, мало произносить красивые слова, этническую толерантность необходимо воспитывать, и воспитывать целенаправленно, начиная с самого раннего возраста путем привития привычек и манер, культуры межличностного и межнационального общения, и вообще, искусства жить в мире непохожих людей.

Публикация «Формирование этнотолерантной личности дошкольника» размещена в разделах

Дошкольное детство - это возраст, когда происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения в процессе взаимоотношений с представителями разных культур, формируется умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разного этнического происхождения, преображая и возвышая человеческую личность.

На протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические процессы, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Именно поэтому в решении задач формирования этнотолерантности особая роль должна быть отведена дошкольному возрасту как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Педагогический опыт показывает, что в формировании толерантности и этнотолерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые формы и методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. [2, с. 132]

Понятие этнической толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор. Чаще всего термин «этнотолерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с представителями других этносов, не нарушая внутреннего равновесия личности. Этнотолерантность является фактором социализации личности. [5, с. 98]

В научной литературе этнотолерантность рассматривается, прежде всего, как уважение людей представителей других этнических групп, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) культур, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной культуры. [6, с. 31]

Наша страна многонациональна и издавна на ее территории проживает много народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Многолетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России. На примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников этнической толерантности.

Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей. Статистика показывает, что посещают наш сад дети разных национальностей: армяне, русские, украинцы, молдаване, белорусы, греки, татары. Так сложилось исторически, что семьи наших дошкольников в большинстве случаев состоят из двух, а иногда и большего количества национальностей! Поэтому формирование этнотолерантности у дошкольников нашем детском саду – жизненно важная задача.

Для работы в этом направлении мы поставили перед собой цель составить программу и обеспечить условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ д/с №28 «Радуга».

Определили тематический план работы с воспитанниками на период 2014-2015 учебного года, подобрали методический материал. В основу программы положена идея создания системы, обеспечивающей активное усвоение старшими дошкольниками ценностей, норм и правил этнотолерантности с учётом основных принципов дошкольного образования закреплённых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования : [6, С. 3]

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (субъектом образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования ;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Содержание программы потребовало пересмотра предметно-пространственной среды ДОУ. Совместными усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников организовали Мини-музей этнической культуры «Народное подворье». Жители села представители разных этносов : татары, чехи, укаинцы, беорусы, греки, преобладающее большинство это представители русской и армянской национальностей. Учитывая мнение родителей воспитанников детского сада, при их активном участии создали мини-музей «Народное подворье». Как и любой другой музей, он выполняет четыре основных функции:

- систематизация подлинников;

- пополнение фондов;

- сохранение подлинников;

- демонстрация экспонатов.

Отличительной особенностью является то, что экспонатами могут стать предметы, совместно изготовленные руками родителей и детей.

Мини-музей представлен в виде внутреннего убранства дома. Напротив друг друга расположены русский и армянский дома.

1. «Русское подворье». Декорация внутреннего помещения русской избы. Стены из брёвен. Главное сооружение- печь с чугунком, кочергой и ухватом. В избе размещены предметы русского быта: прялка, коромысло, деревянные вёдра и лавки, накрытые лоскутными покрывалами, стол с вышитой скатертью и самоваром, утюг на углях, сундук для хранения вещей, рядом с которым выставлена на показ одежда: сарафан, рубаха, обувь- лапти. Оформлен «красный угол». Старинная икона Божьей Матери с лампадой украшена рушниками с национальным русским орнаментом. Из окна с расписными ставнями можно увидеть бревенчатый колодец, круглые ульи - «колоды» и лучистые подсолнухи, с которых собирают мёд игрушечные пчёлы, а рядом - домашних животных: пятнистую корову и белых кур.

2.«Армянское подворье», сделанное из камня. В центре помещения, располагается тандыр (круглая печь, выложенный из булыжника. Рядом стол для раскатывания хлебного теста, подушка (батат) для подачи лавашей в тандыр. Над тандыром вязанки лука, чеснока, пучки лекарственных трав и зелени.

В доме размещены предметы армянского быта: лавка, накрытая домотканым шерстяным ковриком (карпетом). Стол, застланный скатертью с армянским орнаментом и глиняной посудой (кувшином, чашками под кофе). В углу выстроены большие кувшины (карасы) для хранения зерна и воды. Стены украшены яркими ткаными коврами в национальных мотивах.

Железный кованый сундук- гордость армянского дома, хранитель всего ценного, занимает почётное место. Над сундуком красуется праздничная национальная одежда для девочек (длинное платье, верхняя одежда -архалук, головной убор - копи, отделанная вышивкой, бисером и бусами. Украшением дома служат вязаные из разноцветных нитей, перекидываемые через плечо, двойные сумки (курджуны) для грузов. Через округлое окно открывается вид во двор, где сооружён узкий каменный колодец для выхода воды из горных родников. Под персиковым деревом пасутся (игрушечные) ослик и гуси.

Каждую национальную экспозицию дополняют фотоальбомы:

- «Этнопутешествие по музеям России» (центральная Россия, Кубань). В нём представлены фотографии экспонатов ведущих музеев страны, особое место в альбоме занимает фотоиллюстрации Кубанского казачьего этнического центра «Атамань».

- «Исторической Родины милые образы» - фотосборник об Армении и сохранении народных армянских традиций в селе Гай- Кодзор.

Небольшой, но содержательной, интересной частью мини-музея является выставка декоративно-прикладного и изобразительного искусства, национальных художественных ремёсел. Здесь представлены поделки, рисунки родителей, воспитателей, дошкольников. Совместные работы - макет казачьего подворья, куклы в национальных русских и армянских костюмах, куклы-обереги, изделия из солёного теста, глины в стиле дымковской, каргопольской игрушки, роспись посуды под гжель, хохлому. Роспись предметов, тканей, а также работы профессиональных и местных мастеров и художников в русских, армянских национальных традициях.

Все предметы музея имеют функциональное значение, демонстрируются в действии, их можно потрогать руками, использовать в любых формах этнокультурного воспитания : фольклорных праздниках, сюжетно ролевых, дидактических, подвижных играх, познавательно-театрализованных программах. Так как детям дошкольного старшего возраста свойственно наглядно-образное мышление, им важно окунуться, почувствовать конкретную историческую и духовную атмосферу, войти в образ былинных и сказочных героев, разговаривать их языком, знакомясь с непонятными и забытыми ранее словами (лапти, дровенки, чугунок, устным народным творчеством (былины, сказки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, что позволяет дошкольникам провести параллели между прошлым и настоящим, приобрести высоконравственные качества, базирующиеся на общечеловеческих ценностях.

В результате, систематически проводимой работы дети знают, что люди разных национальностей отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети понимают друг друга, осознают собственную ценность и ценность других людей; проявляют эмпатию и толерантность; осознают, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражают свои чувства и понимают чувства другого. Таким образом, происходит формирование этнотолерантного сознания и развитие чувства толерантности.

Другое направление деятельности в соответствии с Программой – взаимодействие детского сада и родителей дошкольников. Данилина Т. А. высоко оценивает значение семьи в формировании этнотолерантного сознания и поведения ребенка. [3, с. 52] Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать этническую толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, существенно влияют на формирование этнотолерантных установок ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Очевидно, что многие проблемы современного общества проецируются на процесс функционирования образовательных систем, начиная с дошкольного образования и воспитания и заканчивая послевузовским профессиональным образованием. Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задачу нашего детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах этнотолерантности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АсмоловЛ. Г. О смыслах понятия толерантность/ Век толерантности: научно-публицистический вестник. М,2012.-С-38.

2. Выготский, Л. С. Лекции по психологии/ Л. С. Выготский-СПб. :-СОЮЗ, 2011.-144с

3. Данилина, Т. А. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников/ Т. А. Данилина. -М. :Академия, 2013-112с.

4. Ильинская, Е. П. «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности» /Е. П. Ильинская – диссертация Санкт-Петербург 2009г. -3

5. Мещеряков, Б. Д. Большой толковый психологический словарь/Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко- АСТ-2009-157с.

6. Суслова, Э. «Воспитание этики межнационального общения» /Э. Суслова/ Дошкольное воспитание-2011г. -№2.-С. 35

7. ФГОС ДО от 17.10.2013г. пр. №1155

Публикации по теме:

Самореализация и социализация личности дошкольника в условиях новой образовательной среды «Самореализация и социализация личности дошкольника в условиях новой образовательной среды». 1. Личность развивается и совершенствуется.

Игра как средство формирования творческой личности дошкольника МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДА ГУКОВО «Использование современных технологий при реализации образовательной области «Социально.

Рабочая программа психологического сопровождения личности дошкольника ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание рабочей программы психологического сопровождения личности дошкольника разработана в соответствии с ООП ДО.

Роль музыкального воспитания в развитии личности дошкольника Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В. А. Сухомлинский. Различные виды искусства обладают.

Роль театра в формировании всесторонне развитой творческой личности дошкольника Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому мы, как и многие.

Словесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольникаСловесное искусство в формировании нравственных качеств личности дошкольника «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека.» В. Г. Белинский. Основные положения.

Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность «Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность» Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит.

Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника» «Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка» СТАТЬЯ Тема: "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника".

Взаимодействие ДОУ и социума в формировании личности дошкольника [Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование этнотолерантной личности дошкольника
Опубликовано: 2 марта 2018 в 11:47
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование этнотолерантной личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дилбандян (УИ 1037269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД