Марина Мурадян
Занятие в старшей группе «Загадочная глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное речевое, социально -коммуникативное, физическое
Тема занятия : «Загадочная глина»
Возрастная группа : старшая группа
Цель занятия : Получение информации о свойствах глины посредством беседы, участием в экспериментальной деятельности и в дидактической игре на ИКТ
Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная) :
Публикация «Занятие в старшей группе „Загадочная глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. узнать о формирование и систематизирование знаний детей о глине, о её назначении, для чего её используют;
2. тренировать мышление и речь в процессе введение диалогов, обсуждения и сравнения результатов эксперимента
3 проявлять интерес к исследовательской деятельности. аккуратность при проведении экспериментов
Дополнительные задачи (игровая и дидактическая задачи; задача по экспериментальной деятельности) :
1 Игровая задача: определить какая посуда здесь лишняя деревяная или глиняная
2. Техническая: уметь пользоваться ИКТ оборудованием, соблюдая технику безопасности; повторить и выполнить правила безопасности при работе на смарт оборудовании; узнать об разновидностях увеличительных приборов.
3. Экспериментальная: провести исследование по применению различных приборов, выявляя наиболее качественный результат.
Словарная работа: Гончар, добыча
Планируемый результат занятия : дети проявили познавательный интерес детей в процессе экспериментирования и закрепили полученные знания дидактической игре на ИКТ оборудование
Подготовительная работа: посуда из глины, картина «Гончары», песок, глина, тарелки, лупы, стакан воды, миска с водой, по 2 баночки, палочка салфетки, слепленные шарики из глины и из песка, халаты, фен.
С Этапы интегрированного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности педагога Методы формы Предпо деятельность детей Материалы
и оборудо
вание Презультвты планируемый
1 Организ. моти
Этап
Настроиться занятия Приветствие,
Держит письмо
Ребята, вам хочется узнать, от кого письмо?
«Я хотел сделать красивые тарелочки для своих друзей коротышек, но у меня ничего не получается. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Незнайк». словесный.
приветствие, беседа, игровая ситуация. Отвечают на вопросы
посуда из глины,
картина
«Гончары», песок,
глина, тарелки, лупы,
стакан воды,
миска с водой,
по 2 баночки,
палочка салфетки,
слепленные
шарики из глины
и из песка, халаты,
фен.
2 Основной
2.1 Этап постановки проблемы принять участье в беседе, определить проблемный вопрос Из чего хочет сделать тарелочки Незнайка?
А что, какое песок, из чего он состоит?
Ребята, подумайте, правильно ли Незнайка выбрал материал для тарелочек?
Давайте сейчас мы наденем халаты как у настоящих ученых, объясним
Незнайке, почему у него не получается слепить тарелочки. Ответ детей
2.2 Этап ознакомление с
Материалом
Презентация «Волшебная глина».
Опыт 1.
Ребята, давайте вспомним, как мы летом пробовали лепить куличики из сухого и мокрого песка. Получалось только из мокрого песка. Почему?
Да, правильно. Вода склеивает песчинки между собой, и куличик сохраняет форму. Если мы оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня, на следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. (Показ).
Почему?
В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: песок принимает форму, пока не высохнет. В мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Так можем мы сделать посуду из песка?
Почему?
Ребята, давайте поможем Незнайке найти нужный материал для изготовления посуды? И отправим ему посылку! Из какого материала мы можем сделать посуду?
: Ребята, сегодня мы познакомимся с интересным, природным материалом – глиной и ее свойствами. Предлагаю вашему вниманию видеоматериал «Волшебная глина».
Чтобы узнать о свойствах глины предлагаю вам провести несколько опытов.
Опыт 2.
Возьмем 2 стакана и поместим в них воронки. В отверстия воронок поместим кусочки ваты. Насыпаем в одну воронку немного влажного песка, а в другую – размельченную смоченную глину. Отмерим одинаковое количество воды и нальем одновременно в обе воронки. Понаблюдаем, что произойдет?
Вывод: песок пропускает воду лучше, чем глина, т. е. глина плотная, а песок – рыхлый.
Опыт 3.
Смочим сухую глину водой. Понаблюдаем, что происходит? Подольем потихоньку воду, разомнем глину до тех пор, пока она не станет мягкой.
Ребята, по результатам проведения опыта какой можно сделать вывод?
Вывод: сухая глина впитывает в себя воду, после переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и из нее легко лепить.
Опыт 4.
Придадим сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождем, пусть подсохнет. Посмотрим, что лучше сохраняет форму: песок или глина?
Ребята, какой можно сделать вывод?
Вывод: сырой глине можно придать любую форму, а из песка тяжело лепить, потому что он рассыпается; после высыхания глина становится твердой и сохраняет форму.
Это свойство глины называется пластичностью. А песок при нажиме на него рассыпался.
А теперь предлагаю отдохнуть подвигаться.
Физкультурная минутка. словесный, практический
беседа, проблемно- игровая ситуация. Отвечают вопросы своими словами
2.3 Этап практического решение проблем Опыт 4.
Придадим сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождем, пусть подсохнет. Посмотрим, что лучше сохраняет форму: песок или глина?
Ребята, какой можно сделать вывод?
Вывод: сырой глине можно придать любую форму, а из песка тяжело лепить, потому что он рассыпается; после высыхания глина становится твердой и сохраняет форму.
Это свойство глины называется пластичностью. А песок при нажиме на него рассыпался.
А теперь предлагаю отдохнуть и подвигаться.
Физкультурная минутка.
Опыт 5.
вылепим из влажной глины чашку и нальем в нее воды. Проверим, пропускает ли эта чашка воду?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: изделия из глины не пропускают воду, то есть водонепроницаемы.
Опыт 6.
Воспитатель: Возьмите тарелочки с глиной. Давайте ее рассмотрим через лупу. Вы крупинки глины видите?
Они отдельно друг от друга лежат?
.
Если потрогать пальцем глину, отделяются ли крупинки друг от друга как у песка? А почему не отделяются? Как вы думаете?
Правильно, крупинок не видно. Они очень маленькие, их не видно даже через лупу. Крупинки прижались друг к другу очень крепко, и поэтому мы их не видим, не различаем. Нам кажется, что это целый комочек глины. Значит, какой вывод мы можем сделать?
словесный.
приветствие, беседа, игровая ситуация. Отвечают вопросы своими словами
2.4 Этап проведенидидакттичес кой игры
На ИКТ Определить какая посуда здесь лишняя деревяная или глиняная
Гимнастика для глаз словесный.
приветствие, беседа, игровая ситуация.
3 Заключительный этап
Ребята у нас с вами получилось помочь Незнайке?
О чем мы сегодня узнали?
Глина пластична, поэтому из нее легко лепить, сухая глина впитывает в себя воду, а намокнув, глина становится водонепроницаемой.
Мы узнали, что люди пользуются глиной с давних времен. Глина – материал, из которого можно сделать все что угодно: изготовить домашнюю утварь, слепить скульптуру, из глины изготовить раковины, керамическую плитку, кирпичи.
Лепка из глины очень увлекательное дело, которое не требует больших затрат. Глина – самый экономичный материал для лепки, ее можно легко найти в нашей местности.
Нам удалось вылепить тарелки из глины. Давайте мы их отправим Незнайке, чтобы он мог пригласить к себе друзей коротышек и угостить из таких красивых тарелочек.
Вопросы к детям Поведем итогов вместе с воспитателем Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о занятии, дают самооценку. Принимают похвалу педагога.