Получи документы

Заикание у дошкольников, как педагогическая проблема

Светлана Русакова
Заикание у дошкольников, как педагогическая проблема

Заикание, являясь функциональным нарушением речи, сказывается на развитии ребенка. Данное речевое нарушение сложно устранимо и осложняет педагогический процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Особенно сильно негативное влияние заикания на формирование личности ребенка, в первую очередь из-за затруднений в комуникационной сфере. В этих условиях усложняется, в первую очередь социализация ребенка, что связанно с логофобией заикающегося [2, с. 165-166].

Публикация «Заикание у дошкольников, как педагогическая проблема» размещена в разделах

Традиционно различают две формы заикания : эволюционная и симптоматическая. Эволюционная форма заикания развивается у детей дошкольного возраста, симптоматическая форма заикания возникает при заболеваниях ЦНС и может проявиться в любом возрасте. При этом обе формы заикания могут развиваться в невротической и неврозоподобной почве.

Невротическое заикание развивается в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и отличается волнообразностью течения. Неврозоподобное заикание возникает на основе органических нарушений головного мозга и характеризуется отсуствием логофобии. Необходимо выделить, что, как правило, заикание развивается при сочетании нескольких видов факторов невротического и неврозоподобного характера, что осложняет его диагностику и лечение [3, с. 41-49].

У заикающихся наблюдается ранний речевой онтогенез, так первые слова ребенок начинает произносить уже в десять месяцев, а фразовая речь сформировывавется полностью к полутора годам. Родители детей отмечают, что уже к двум годам их ребенок, который впоследствии начал заикаться, говорил развернутыми фразами и имел словарный запас больший, чем у сверстников, и у него уже был сформироваван грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Именно после двух лет начинаются проблемы в речи у детей страдающих заиканием. Темп речи резко ускорялся, ребенок начинал захлебываться словами, недоговаривал окончания слов, осуществлял пропуск предлогов и осуществлял много граматических ошибок, которых ранее не было. Родители отмечают, что перед тем, как дети начали заикаться, у ребенка появилась «смазанность» произнесения звуков. Дети, которые впоследствии начали заикаться отличались повышенной впечатлительностью, тревожностью, робостью, обидчивостью, колебаниями настроения, раздражительностью, плаксивостью и нетерпеливостью. Заикание также часто развивается у детей билингов, которые владеют несколькими языками [1, с. 89- 94].

У детей, где в заикание, превалируют неврозоподобные факторы, растройство речи развивается позже, в три, четыре года. Они отличаются плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью и возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, и езду в транспорте, а так же у них повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Дети с неустойчивостью внимания, и часто во время занятий отвлекаются и непоседливы[5, с. 43-34].

Как и другие речевые нарушения, заикание негативно влияет на показатели психического, личностного, эмоционально-волевого развития. Проблемы в педагогическом процессе обучения в детском саду, позже формируют у ребенка отсуствие учиться в школе. В общем, ребенок с заиканием в дошкольном возрасте, не может в полной мере овладеть навыками, которые необходимы ему в школе. Устранение заикания способствует позитивной социализации ребенка и способствует его развитию в соотвествие с положениями ФГОСа, и особенностями своего развития [6].

Осложняет обучение детей с заиканием, то, что начиная с четырех лет у них несформированность навыков коллективного вербального взаимодействия, снижение игровой и речевой активности. У заикающихся дошкольников наблюдается : излишняя стеснительность, повышенная тревожность, связанная с процессом реализации речевой продукции или, напротив, расторможенности, грубости. Это оказывает негативное влияние на овладение диалогической речью, на формирование личности и жизнедеятельность индивида.

У детей дошкольников с заиканием, сниженная мотивация к общению, трудности вступления в вербальную коммуникацию, они не могут сформулировать встречный вопрос, односложно отвечают, используя невербальные жесты. При попытке самостоятельного формулирования вопроса у заикающихся детей увеличивалось число судорожных задержек в речи. В течение многих лет, показали свою эффективность арттерапия сказкотерапия, изотерапия, с элементами театрализванной деятельности при обучении детей вербальной коммуникации[4, с. 10-13]

Таким образом, заикание, негативно воздействует на развитие ребенка и усложняет педагогический процесс. Для того чтобы, успешно производить обучение детей с заиканием, необходимо начинать педагогическую работу, по устранению заикания, как можно раньше. Процесс диагностики и устранения заикания, осложняется, тем, что оно часто у детей формируется под воздействием множества факторов невротического и неврозоподобного характера. Но именно комплексный подход, позволяет успешно устранять проявления заикания, как речевого нарушения.

Список использованной литературы:

1. Белякова Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М. : 1998. С. 89- 94- 304 с.

2. Большина А. А. Заикание дошкольников как психологическая проблема //Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 165-166.

3. Левина Р. Е. Преодоление заикания у дошкольников / Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Н. А. Тугова, М. И. Теркина, Г. С. Шукурова; под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Сфера, 2009. С. 41- 49 - 144 с.

4. Леонова С. В., Зайнитова А. Э. Формирование диалогической речи у заикающихся дошкольников// Auditorium.- 2020. № 2. С. - 10-13

5. Моторина Т. Г. Особенности проявления заикания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Глобус. - 2019.- № 14.- С. 32- 34

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL :https://минобрнауки. рф/документы/6261/файл/5230

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

«Моя педагогическая философия». Эссе Я выбрала профессию такую, Что лучше мне на свете не найти. И с каждым новым годом убеждаюсь, Что я иду по верному пути! Каждый день.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Заикание. Что важно знать Согласно МКБ-10 заикание относится к группе «Эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом.

Автор публикации:
Заикание у дошкольников, как педагогическая проблема
Опубликовано: 10 июля 2021 в 07:04
+97Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД