Светлана Котельникова
Заключение по школьной готовности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 18
Заключение
по результатам диагностики
психологической готовности
воспитанников к школьному
обучению.
Сроки проведения психодиагностики : сентябрь — октябрь 2016 года, март — апрель 2017 года.
Исполнитель: педагог-психолог МБДОУ д/с № 18
С. Ю. Котельникова.
г. Выкса 2017 год
№ п/п Методика Исследуемая функция
1 "Лесенка» Изучение самооценки ребенка.
Публикация «Заключение по школьной готовности» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
2 "Ориентировка в окружающем, кругозор» Определение развития кругозора и интеллекта, уровня сформированности положительного отношения к школе.
3 "Запрещенные слова» Выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
4 " Что не дорисовано» Оценка целостности восприятия.
5 " Рыбка» Определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. Определение особенностей восприятия цвета
и точности восприятия геометрических фигур.
6 " Вырежи круг» Выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
7 " Домик» Выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
8 " 10 слов» Оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти, утомляемости, активности внимания.
9 " Закончи предложение» Определение уровня развития словесно-логического мышления. Оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
10 " Четвертый лишний» Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
11 "Последовательные картинки» Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии картинок.
12 " Звуковые прятки» Оценка фонематического слуха.
13 " Найди недостающий» Выявление уровня развития логического мышления — диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
14 " Рисунок человека» Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
15 " Разрезные картинки» Выявление сформированности наглядно-образных представлений, пространственного анализа и синтеза, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
16 " На что это похоже?» Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
17 "Графический диктант» Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
18 "Корректурная проба» Оценка переключения и распределения внимания.
19 " Переплетенные линии» Оценка устойчивости внимания.
20 Анкета «Готовность детей к общению» Оценка уровня развития коммуникативных навыков.
Мной, психологом ДОУ, в течение 2016-2017 учебного года была проведена работа по комплексному сопровождению дошкольников при подготовке к школьному обучению. Целью психолого-педагогической работы являлось предупреждение дезадаптации ребенка в школе. Работа включала в себя мероприятия со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, их родителями (законными представителями) и педагогами.
В начале учебного года (сентябре-октябре) и в конце (марте-апреле) психологом была проведена диагностика индивидуально с каждым ребенком, результаты которой фиксировались в протоколе обследования. Протокол, в свою очередь, является частью Диагностической карты, которая заполнялась на каждого ребенка и включала в себя схему беседы, разделы «Примечания» и «Рекомендации». По результатам проведенного обследования для каждого ребенка были разработаны индивидуальные рекомендации.
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и сверстникам, к учебной деятельности.
Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться. У него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения). У него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. То есть интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни.
В начале учебного года мной было проведено предварительное обследование психологической готовности детей к школе с применением диагностического комплекса, состоящего из 20 методик. В обследовании приняли участие 35 дошкольников. Результаты диагностики в процентном соотношении по четырем компонентам выглядет следующим образом:
Мотивационный компонен
Высокий уровень — 9 %
Средний уровень — 68 %
Низкий уровень — 23 %
Интеллектуальный компонент
Высокий уровень — 12 %
Средний уровень — 72 %
Низкий уровень — 16%
Эмоционально-волевой компонент
Высокий уровень — 17 %
Средний уровень — 63 %
Низкий уровень — 20 %
Коммуникативный компонент
Высокий уровень — 46%
Средний уровень — 49%
Низкий уровень — 5 %
Анализируя результаты предварительного обследования детей, были выявлены следующие трудности, встречающиеся чаще остальных:
-недостаточное развитие тонкой моторики пальцев руки;
-недостаточное развитие произвольного внимания, пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
-недостаточно сформированное умение вычленять причинно-следственные связи;
-недостаточное развитие логического мышления, умения обобщать и анализировать;
-недостаточно сформированное умение составлять рассказ по серии картинок, несформированность грамматически правильной речи, связности рассказа и недостаточность словарного запаса;
-недостаточное умение управлять своим поведением, задерживать импульсы;
-недостаточное умение точно выполнять задание взрослого и следовать инструкции;
-недостаточно сформированная «внутренняя позиция школьника»;
-недостаточный уровень развития воображения ;
-недостаточно сформировано умение выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
Работа по психологическому сопровождению дошкольников была максимально адаптированной для всех детей, вне зависимости от уровня их подготовленности и была ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого. В качестве групповых развивающих занятий мной была использована «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т. В. Ананьевой. Ожидаемым результатом данной программы в первую очередь являлись позитивное отношение детей к занятиям, отсутствие тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности) и выстроенная система отношений при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности. Задачи программы:
-развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
-развитие произвольности поведения;
-снижение уровня тревожных переживаний;
-развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- обращение к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
-поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Программа была реализована следующими методами: игра, беседа, рисуночный метод, методики эмоционального расслабления, наблюдение.
Также в групповой развивающей работе мной были использованы упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика и игры из программы И. Л. Арцишевской «Психологический тренинг для будущих первоклассников».
При проведении индивидуальных развивающих занятий с детьми я использовала настольно-печатные развивающие издания из серии «Готов ли ты к школе?» : «Развиваем внимание», «Развиваем мышление», «Что перепутал художник?» на развитие логики, внимания, сообразительности, умения составлять рассказ по картинке, «Окружающий мир (Предметы)», «Окружающий мир (Природа)», «Из чего мы сделаны?», «Развиваем память», «Что сначала, что потом» - развитие логического мышления и речи детей.
Работа педагога-психолога с педагогами включала в себя беседы и консультации по темам: «Особенности психического развития детей 6-7 лет», «Психофизиологическая готовность к школе», «Готовность детей к школе в сфере общения», «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению», «Мотивационная готовность детей к школе», а также индивидуальные консультации по результатам диагностики.
Для родителей будущих первоклассников мной были изготовлены и представлены тематические информационные стенды и папки с необходимой информацией «Заметки для родителей будущих первоклассников»; также в группах предшкольной подготовки в тематических разделах регулярно размещались буклеты с информацией о развитии познавательных процессов. Были проведены консультации для родителей по темам : «Что такое произвольность поведения» «Мальчики и девочки: готовимся к школе», «Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции», «Упражнения, облегчающие обучение письму», «Зачем нужно развивать внимание», «Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности». Вопросы по подготовке к школе были подняты и обсуждались на круглом столе «Готовность ребенка к обучению в школе», на нём же родителям был предложен ряд упражнений для того, чтобы малыш умел слушать, слышать и правильно понимать указания взрослого, на формирование у ребенка установок для восприятия, а также на поддержание психологического комфорта. Для родителей подготовлены рекомендации по повышению уровня готовности к школе и распечатаны памятки с важной для родителей будущих первоклассников информацией.
В конце учебного года мной была проведена итоговая диагностика психологической готовности детей к школе. В обследовании приняли участие 35 дошкольников. В итоге были получены следующие результаты:
Мотивационный компонент:
высокий уровень — 63 %
средний уровень — 37 %
низкий уровень – 0 %
Интеллектуальный компонент:
высокий уровень — 39 %
средний уровень — 61 %
низкий уровень — 0 %
Эмоционально-волевой компонент:
высокий уровень — 48 %
средний уровень — 52 %
низкий уровень — 0 %
Коммуникативный компонент:
высокий уровень — 73 %
средний уровень — 27 %
низкий уровень — 0%
Начало года: Конец года:
Итак, у детей завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети освоили формы позитивного общения с людьми, сформировалась позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Педагог-психолог МБДОУ детский сад №18
Котельникова С. Ю.