МААМ-картинки

Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Феи букв и звуков»

Татьяна Костылева
Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Феи букв и звуков»

Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей

логопедической группе с элементами экспериментирования

«В гостях у Феи букв и звуков»

Цель: Развивать познавательную активность, дифференцировать понятие «звук» и «буква»

Задачи:

Образовательные

Расширять знания детей о звуках, и распространении звуковых волн.

Публикация «Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей группе „В гостях у Феи букв и звуков“» размещена в разделах

Формировать представление о характеристиках звука - громкости, тембре, длительности.

Закреплять знания о строении человеческого уха – органа, воспринимающего звуки.

Закреплять понятие – «звук», «буква».

Развивающие:

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник.

Развивать умение говорить и слушать.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к процессу обучения, используя игру, как основную форму.

Материал: Музыкальные инструменты, листы с буквами, корзинки с бросовым материалом, мячики – ежики,

Ход ОД.

Дети заходят в группу, здороваются.

В. Объясняю, что мы сегодня будем говорить о звуках и буквах. Предлагаю им отправиться в путешествие на планету, где живут звуки и буквы. грамзаписи звучит космическая мелодия.) Дети открывают глаза, представляюсь им как Фея букв и звуков. Объясняю им, что моя планета невидимая и очень большая. Звуки есть повсюду, но их нельзя увидеть, можно только услышать. Звуки издают животные, а люди произносят звуки речи, из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.

В. Приглашаю детей к столу. Посмотрите, на столе лежат предметы. Что это?

Д. Музыкальные инструменты

В. Возьмите по одному инструменту, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите?

Д. Разные звуки.

В. Попробуйте рассказать про них, какие они?

Д. Тихие - громкие, шумные, высокие – низкие, мелодичные.

В. Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты?

Д. Нет, есть другие звуки.

В. А давайте проверим.

Опыт 1 Материал: Металлическое ведро, деревянная ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочки.

В. Вызываю детей по одному и предлагаю выполнить задание:

- Лиза напой любую песенку.

- Илья, возьми ведро и крикни в него.

- Амелия, возьми деревянную ложку и ударь по ведру.

- Соня, возьми тряпочку заверни ложку и ударь по ведру.

- А сейчас посмотрите, я вам сыграю короткую мелодию на бокалах (палочкой стучу по бокалам).

В. Что вы слышите? (перезвон)

В. Какой мы сделаем вывод?

Д. Вокруг нас много вещей, которые издают разные звуки.

В. А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующий опыт.

Опыт 2. Материал: Емкость с водой и камни. Дети подходят к столу.

В. Прошу детей по одному бросить камушек в воду. Что вы увидели? (по воде расходятся круги). То же самое происходит и со звуком, он расходится в разные стороны и мы его слышим, но не видим.

- по воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.

- Вы узнали, что есть разные звуки и как они передаются.

- Чем мы слышим звуки? (ушами).

Рассматриваем схему уха человека. (ушная раковина, перепонка слуховой проход).

Опыт 3 Материал: Бумажные воронки.

В. Раздаю бумажные воронки. Предлагаю приложить к уху узким концом и послушать музыку. Проверяем качество звука.

В. И так, ушная раковина помогает слышать звуки? (да) Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.

Физминутка

Сделаем массаж рук мячиком-ежиком.

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

В. Вы уже знаете, что звуки нельзя увидеть, но их можно услышать и произнести.

В. Какие звуки речи вы знаете? Назовите их.

Д. (гласные и согласные).

В. Я расскажу вам сказку. Однажды солнышко придумало им имена, а случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревало солнышко и они пели, голосили – А, О, У, И, Ы, Э. Эти звуки мы произносим только с помощью голоса. Как они называются?

Д. Гласные.

В. А на обратной стороне планеты звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело, звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККК, рычали – РРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ПППП.

В. Что же помогает нам произносить эти звуки?

Д. губы, зубы, язык.

В. Солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

- Согласны? – улыбнулось солнышко. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали согласные. И вот гласные и согласные стали жить опять в мире и согласии.

- Затем звуки невидимки захотели показать себя, мы же их только произносим и слышим. Тогда они стали надевать красивые костюмчики, так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

В. Скажите, а какие костюмчики надели гласные звуки?

Д. Красные.

В. А согласные?

Д. Синие и зеленые.

В. Почему у согласных разные костюмы?

Д. согласные бывают твердые и мягкие.

В. На столе, на листе бумаги у вас нарисованы буквы, возьмите карандаш и обведите гласные звуки красным цветом, а согласные синим.

В. Предлагаю детям придвинуть к себе корзинки, в которых приготовлен материал для выкладывания буквы.

- Задание: Выложить букву, с которой начинается имя ребенка (дети называют свое имя и букву)

В. А сейчас я предлагаю вам интересные опыты с буквами.

Опыт 1 Материал: бумага, клей, кисточка, дождик.

В. Какая буква спряталась?

(Незаметно рисую букву клеем) Прошу детей посыпать дождиком на листок бумаги, где нарисована буква, остатки стряхиваю, а где был намазан клей, появляется невидимая буква.

Опыт 2 Материал: чашка, четвертинка лимона, ватные палочки, вода, листы бумаги.

В. Дети сейчас я научу вас писать невидимые письма, их никто не сможет прочитать кроме вас.

Этапы эксперимента:

Выжимаем в чашку лимонный сок

Добавляем столько же воды и перемешиваем

Ватную палочку обмакиваем в сок и пишем на бумаге письмо.

Просушиваем надпись

Проглаживаем бумагу горячим утюгом.

- Результат будет ошеломляющим: на чистом листе проявится написанный текст.

В. Объясняю детям, что кристаллики высохшей лимонной кислоты сгорают под утюгом, оставляя следы на бумаге.

-Итог занятия.

В. показываю детям свою волшебную шкатулку, в которой лежат медали «Умники» и «Умницы», награждаю детей, благодарю за работу

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе. Задачи: 1. Закрепить знание букв русского алфавита. 2. Развивать фонетическое восприятие.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Лесная школа» Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе. «Лесная школа». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Повторение и закрепление изученных букв» Тема: Повторение и закрепление изученных букв. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. -Прочитайте высказывание: Азбука-ступенька.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Развлечение по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Знаний» Программные задачи: Формирование осознанного отношения к слову, технических и графических навыков письма. Развитие мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у Феи букв и звуков»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 21:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД