Лучший педагог года

Занятие по декоративному рисованию «Голубое чудо гжели» в старшей группе

Наталья Шалыгина
Занятие по декоративному рисованию «Голубое чудо гжели» в старшей группе

Занятие по декоративному рисованию в старшей группе.

Тема: «Голубое чудо Гжели»

Цель: расширять знания детей о гжельской росписи.

Публикация «Занятие по декоративному рисованию „Голубое чудо гжели“ в старшей группе» размещена в разделах

Программные задачи: продолжать учить детей составлять декоративный узор в стиле гжели в круге. Закреплять особенности колорита гжели и название элементов: рисовать узор на белом фоне синим цветом и его оттенками. Закреплять навыки рисования всем ворсом кисти - главные элементы узора (капельки, бутон, цветы, листья и орнаменты, и концом тонкой кисти (веточки, точки, линии, завитки).

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. Обогащать и активизировать детский словарь: промысел, гжель, глина. Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Продолжать воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров, к истокам русских традиций.

Оборудование: выставка изделий гжельской росписи, слайдовая презентация «Сказочная Гжель», силуэты тарелок, толстая и тонкая кисти, гуашь синего, голубого, белого цвета, салфетки, баночки с водой на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: Беседа с детьми об истории гжельского промысла, рассматривание иллюстраций с изображением гжельских узоров, изделий, посуды, игрушек, рисование гжельских узоров, посещение музея, экскурсия в библиотеку: русский народный промысел «Гжель».

Ход занятия:

Дети проходят в музыкальный зал, где располагается выставка гжельской посуды. (Зал украшен в стиле «Гжель»)

Воспитатель: - Ребята, проходите. У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Поздоровайтесь. Вначале нашего занятия мы с вами отправимся в село Гжель Раменского района на выставку знаменитого на весь мир гжельского фарфора.

Дети рассматривают, любуются (звучит тихо музыка, воспитатель ведет рассказ:

- Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с небесно- голубыми узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка - красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные декоративные розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Гжельские мастера- большие выдумщики. Простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок, а некоторые кружки – фигурные: сразу даже и не поймешь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные.

Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы – часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми небесными узорами.

Воспитатель: Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

Ребенок: Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки?

Да сказки не простой,

А бело-голубой

Воспитатель: Послушайте легенду о том, почему художники выбрали синий цвет для своих работ:

(СЦЕНКА)

Жили- были три девочки-подружки. На Руси дети рано учились творчеству. С пяти лет девочки шили и вышивали, мальчики строгали и пилили, помогая взрослым. А ещё дети любили песни петь, хороводы водить, в игры играть.

(выходят девочки, разговаривают и смеются)

-Ой, девочки, как мне надоела моя рубаха. Она такая скучная, как бы её украсить?

-А, давайте придумаем узор, но такой, чтобы все посмотрели, и поняли, в какой стороне мы живем.

-Вон в Дымково, наряд яркий, веселый. Полоски и точки разного цвета, сразу поймешь откуда родом

-А в Хохломе наряды яркие черные, красные с золотом, ни с кем не перепутаешь. Вот и нам нужно своё создать, непохожее на других.

-Эх, девочки, а какой у нас край светлый, чистый, небеса синие-синие, а облака, словно лебеди или корабли плывут. Красотища!

-Так давайте создадим узор легкий и воздушный как небеса…

Воспитатель: сказано, сделано

Вы уже знаете, что народное гуляния сопровождались разнообразным пением и чаще всего наши предки водили хороводы и мы с вами заведем хоровод

(Во время хоровода презентация «Русский сувенир»)

(Хоровод)

Воспитатель:

Обрадовались взрослые мастера и с тех пор расписывают синими узорами и посуду и игрушки, и часы и даже церкви. Прославилась Гжель своей росписью, легкой и воздушной как небеса.

Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором.

Сначала поиграем и вспомним, какие цвета используют для росписи художники Гжели. Будем шар передавать друг другу и называть гжельские элементы росписи.

Воспитатель: Узор на всех ЧАЙНЫХ ПАРАХ должен быть одинаковым. Рассмотрим его (рассматривание образца) :

- Из каких элементов состоит узор?

- Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

- Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

- На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

- Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

- Где расположены полоски?

- Как украшен край тарелочки?

- Какие еще элементы можно нарисовать около гжельской розы? (веточки, точки, линии, завитки, листочки, орнамент).

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила.

Все ли необходимые цвета у вас есть?

Верно, не хватает голубой краски.

Что мы будем делать?

Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей. Обратите внимание на этот цветок на тарелочке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок. Воспитатель напоминает детям, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

- Поможет вам в работе музыка «Русский сувенир».

Дети самостоятельно работают, индивидуальная помощь.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос — Он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)

Итог занятия :

Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

В конце занятия дети расставляют тарелочки на столе.

(Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона).

Любуются. Рассматривают.

Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель!

Синие розы по белому фону

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Бело-голубое чудо России. Мои впечатления»Фотоочерк «Бело-голубое чудо России. Мои впечатления» Продолжаю свой рассказ о посещении Гжельского завода художественной росписи. Гжельские изделия – белоснежный фарфор ручной работы с.

Комплексное занятие по декоративному рисованию в старшей группе «Волшебная дымка» Тема: Волшебная дымка "Ярмарка - Свистунья". Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми 6–7 лет «Чудо чудное диво дивное золотая хохлома» Тема: «Чудо чудное, диво дивное – золотая хохлома» Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Голубые розы Гжели»Конспект НОД по декоративному рисованию «Голубые розы Гжели» Развитие психических процессов через декоративное рисование. Во время обучения декоративным видам деятельности, дети расширяют свой кругозор,.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская птица» в старшей группеКонспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская птица» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская птица» в старшей группе. Подготовила воспитатель Никифорова Е. В. МБ ДОУ д/с № 14 г.

Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам гжели Цель: повысить познавательную активность в изучении традиций русского народа, народных промыслов. Задачи: - развивать стремление к самостоятельному.

Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Украшение фартука» Цель: Продолжать знакомство детей с узором дымковской росписи, состоящим из кругов, колец, точек, черточек. Задачи: - Систематизировать.

Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Украшение фартука» Цель: Продолжать знакомство детей с узором дымковской росписи, состоящим из кругов, колец, точек, черточек. Задачи: - Систематизировать.

Знакомство детей с карельским орнаментом в средней группе. Занятие по декоративному рисованию Узор на полосе Задачи: Познакомить с элементами карельского орнамента: точками, крестиками, топориками. Учить рисовать концом кисти повторяющиеся.

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе. по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Программное содержание: Развивать у детей интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по декоративному рисованию «Голубое чудо гжели» в старшей группе
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 18:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД