Папки-передвижки

Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы «Музыка в картинах» (по творчеству М. П. Мусоргского)

Ступина Вилена Генриховна
Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы «Музыка в картинах» (по творчеству М. П. Мусоргского)

Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы (по творчеству М. П. Мусоргского

Конспект занятия

Выполнила: Ступина Вилена Генриховна, музыкальный руководитель МБДОУ Д/С №1 «Красная Шапочка» г. Котельниково Волгоградской области.

Занятие: интегрированное «Музыка в картинах»

Группа: старшая.

Публикация «Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы „Музыка в картинах“ (по творчеству М, П, Мусоргского)» размещена в разделах

Тема: Знакомство старших дошкольников с творчеством М. П. Мусоргского

(на основе произведений из фортепианной сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений.

Задачи:

- содействовать становлению эстетического отношения к миру через приобщение к русской музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;

- обогащать музыкальные впечатления детей, развивать способности осмысленно воспринимать эмоционально - образное содержание музыки (анализировать, сравнивать, понимать замысел композитора, находить личностный смысл).

- создать условия для эффективного развития творческих способностей дошкольников различных видах музыкальной деятельности (восприятии, пластике, двигательной импровизации, развивать воображение и фантазию;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

1 Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

- подготовиться к совместной музыкальной деятельности на занятии.

Цель, которую хочет достигнуть педагог на данном этапе:

-создание ситуации готовности детей к сотрудничеству в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- создать мотивационную ситуацию для достижения цели занятия;

- расширять кругозор и словарный запас, познакомить со словами «экскурсия»,

«экскурсовод», «экспонаты».

Методы:

-словесные, наглядные, слуховые;

- эмоциональный тон педагога.

Дети входят, их приветствует педагог:

М. Р. : «Солнышка лучики нам в окошко светят,

Самые лучшие дети вы на свете!

Друзьям своим вы улыбнитесь

Песнею веселой друг с другом поделитесь!

Исполняется песня «Доброе утро» М. Картушиной.

Раздается звонок.

Голос: «Дорогие ребята, нам очень нужна ваша помощь! В нашем городском музее проходит выставка под названием «Живопись и музыка». К сожалению, наша работница Зинаида Петровна заболела, и теперь некому рассказывать посетителям о картинах и музыке к ним. Я слышала, что вы большие знатоки музыкального творчества русских композиторов. Обращаемся к вам с просьбой - стать на некоторое время нашими помощниками и провести экскурсию по выставке. Очень надеемся на вас!»

М. Р. : Что мы ответим, ребята? Согласны? (ответы детей)

Мы согласны!

М. Р. : С чего же мы начнем? (ответы) Что значит экскурсия?

(ответы детей) Это путешествие по выставке. А экскурсовод – это человек, который… (дети продолжают, который знакомит посетителей с выставочными образцами, т. е. экспонатами, рассказывает об истории создании, авторах (слайд 2). Быть экскурсоводом – очень ответственное дело! Прежде чем знакомить с предметами выставки других, надо хорошо изучить их самим. Готовы потрудиться? Тогда вперед!

2. Повторение изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

- усвоение, закрепление раннее изученного материала.

Цель, которую хочет достичь педагог:

-совершенствовать музыкальную память через узнавание знакомых мелодий по отдельным фрагментам.

Задачи:

- эмоционально откликаться на музыку яркого образного характера;

- расширять словарный запас, активно используя в речи различные определения характерных особенностей музыки, вводить больше прилагательных, обозначающих эмоциональное состояние (неторопливая, раздольная, важная, коварный, угрюмый, злобный, заброшенный, мрачный, таинственный);

- стимулировать творческую активность в различных видах деятельности.

Методы организации:

- словесные, наглядные, ИКТ, слуховые.

Методы стимулирования:

Одобрение, похвала.

Методы оценивания : оценка воспитателя.

М. Р. : В прошлый раз мы говорили с вами о том, что музыка и живопись взаимосвязаны. В искусстве существует немало примеров, когда композиторы сочиняли музыку к картинам художников. Сегодня мы продолжим разговор об этом.

Итак, перед нами замечательные картины русского художника Виктора Гартмана (слайд 3)

Вспомните, пожалуйста, кто написал музыку к этим картинам? (слайд 4) (ответы).

М. Р. : Правильно, русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Он сочинил фортепианную сюиту «Картинки с выставки» после того, как увидел на выставке картины своего друга – художника. Его произведение состоит из нескольких небольших музыкальных пьес. Отрывок из одной вы сейчас услышите снова.

Звучит фрагмент «Прогулки».

М. Р. : Как называется этот отрывок?

Ответ: «Прогулка».

(слайд 5)

М. Р. : Да, вы правы. Эта мелодия звучит перед каждой из музыкальных картин и является связующим звеном между ними. Что можно сказать о характере музыки «Прогулки»?

Ответы: она звучит уверенно, спокойно, раздольно как русская песня.

М. Р. : Замечательно! И вот мы, вместе с композитором, начинаем путешествие по выставке. Подходим к первой картине. Как же она называется? (Слайд 6)

Ответ: «Гном».

М. Р. : Вас назвали знатоками русской музыки, так вот задание для вас: сейчас вы услышите отрывки из трех разных пьес Мусоргского «Картинки с выставки». Кто первый узнает музыку «Гнома» поднимайте руки!

Звучат отрывки из пьес «Два еврея», «Гном».

М. Р. : Вы настоящие меломаны! А как вы узнали музыку

«Гнома»?

Дети: Музыка была резкой, угловатой, неуклюжей. Гном хитрый, злой, коварный.

М. Р. : Молодцы! Вы очень точно дали определение характера Гнома и музыки, которая его нарисовала.

Как называется следующая музыкальная картинка?

Звучит отрывок из пьесы «Старый замок».

М. Р. : (ответы). Слайд 7. Правильно, это «Старый замок». Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?

Ответы: грусть, печаль, тоску.

М. Р. : В прошлый раз мы решили стать сказочниками, придумать свою волшебную сказку про старый замок, заброшенный и мрачный, таинственный и пустынный. Кто же поделится с нами своим сочинением? (вызывается по желанию 1 человек).

Итак, мы сейчас представим дорогим слушателям свой вариант сказки «Старинный замок» на музыку Модеста Петровича Мусоргского.

Педагог исполняет муз. произведение, ребенок рассказывает свою сказку.

М. Р. : Аплодисменты, пожалуйста! Молодец, спасибо!

Как вы считаете, получилось у нас с (имя ребенка) перенести вас сказочный мир музыки М. П. Мусоргского?

(ответы детей, краткий анализ педагога).

М. Р. : Мне кажется, из вас не только хорошие экскурсоводы получатся, но и замечательные сказочники, и литературные критики тоже.

3. Изучение нового учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку яркого образного характера.

Цель, которую хочет достичь педагог на данном этапе:

развивать способности осмысленно воспринимать эмоционально - образное содержание музыки.

Задачи:

- раскрыть и сравнить художественный замысел композитора и художника,

- понять и передать средствами мимики и пантомимики (в игре) образное содержание музыки;

- создавать условия для развития воображения, фантазии.

- обеспечить двигательную активность.

Методы организации:

- словесные, наглядные, слуховые, игровые.

Методы стимулирования:

Одобрение, похвала.

М. Р. : Дорогие юные друзья музыки, для вас приготовлена следующая загадка. Перед вами две работы художника Виктора Гартмана.

(Показ слайдов (8) -«Катакомбы» «Избушка на курьих ножках»)

М. Р. : Их названия для вас будут секретом. Разгадать название одной из них поможет музыка Модеста Петровича Мусоргского.

Исполняется пьеса «Избушка на курьих ножках».

М. Р. : Какую музыку вы услышали?

Ответы: страшную, злую, сердитую, грубую.

М. Р. : Да, характер музыки – колючий, угрожающий. Чтобы вы нарисовали, услышав такую музыку? Как бы вы назвали эту картину?

Дети: (Ответы)

М. Р. : А теперь посмотрите на картины Гартмана, как выдумаете – какая картина вдохновила композитора написать эту музыку?

Ответы - предположения.

М. Р. : Да, ребята, ответить на этот вопрос сложно. Дело в том, что композитор Мусоргский увидев эту картину, написал музыку, которая совершенно не отвечает замыслу художника.

М. Р: Что изображено на этом рисунке? (слайд 9)

Ответы: красивый игрушечный домик.

М. Р. : На нем изображены часы, сделанные в виде жилища, Кто бы мог жить в таком кокетливом, нарядном домике? (ответы).

М. Р. : Нам поможет ответить на этот вопрос загадка:

«Эта старушка не любит детей

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху…»

Дети: Баба Яга.

М. Р. :. Да, да, не удивляйтесь, это домик Бабы - Яги! У художника домик Бабы-Яги скорее это украшение или игрушка. Композитор же сделал домик в музыке совершенно другим.

Однажды в Академии художеств был маскарад. Самые разные маски кружились в вальсе. Вдруг появилась Баба Яга: рыжие космы, ноги в лаптях, мохнатая шапка надвинута на глаза, костлявые руки, страшные глаза на размалеванном лице. Трудно было узнать Мусоргского в этом костюме, но это был он. Быстро семенил ногами, что-то бормотал себе под нос, размахивал громадной метлой.

Вот такую Бабу Ягу композитор и изобразил в пьесе «Избушка на курьих ножках». Вы правильно почувствовали ее неуемный, неистовый характер. Рисунок Гартмана послужил Мусоргскому только толчком, фантазия его заработала, и появился такой яркий, выразительный образ, какого мы не нашли в рисунке художника.

М. Р. : Раз, два, три, четыре, пять - предлагаю поиграть.

Проводится игра «Баба - Яга».

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

А в избушке той старушка,

Бабушка – Яга живет.

Нос крючком, глаза как плошки,

Словно угольки горят.

И сердитая, и злая,

Дыбом волосы стоят.

Когти остры как у кошки,

И всего одна нога-

Не простая, костяная.

Вот так бабушка Яга!

М. Р. : Замечательные получились Бабки – Ежки! Такие все разные и все образы очень интересные!

4. Повторение изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

- развитие способность дифференцированно воспринимать музыку.

Цель, которую хочет достичь педагог:

обеспечить восприятие и осмысление нового материала.

Задачи:

- побуждать самостоятельно определять настроение, характер музыки и создающие его средства музыкальной выразительности (темп, акценты, паузы, динамика);

- побуждать искать способ передачи музыкальных образов в движении, пластике;

- развивать воображение и фантазию.

Методы организации:

- словесные, наглядные, слуховые, двигательные, предметные (метла).

Методы стимулирования:

Одобрение, похвала.

М. Р. : Вернемся к музыке Модеста Петровича Мусоргского. С первых звуков она рисует портрет свирепой, разъяренной ведьмы. А на чем летает Баба - Яга?

Ответы: на помеле или в ступе.

М. Р. : Куда она летает?

Ответы: Она летит над лесом, болотом.

М. Р. : Что же она высматривает, кого ищет?

Дети: ответы - предположения.

М. Р. : Правильно, ищет - нет ли чужаков в ее лесных владениях.

Я для вас приготовила «помело». Кто хочет изобразить полет колдуньи? (слайд 10)

(По желанию выбирается ребенок. Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках», под музыку он выполняет образные действия).

М. Р. : Спасибо. Скажите, а в музыке Баба - Яга сразу стремительно полетела? (Ответы). Послушайте начало музыки (отрывок)

М. Р. : Сначала музыка звучит громко, с резкими, внезапными, жесткими акцентами (отрывок). На что это похоже? (ответы). Чтобы проверить наши предположения нам нужен помощник (по желанию)

Вот тебе (имя ребенка) метла или помело. Слушая музыку, представь и покажи, пожалуйста, что в музыке с ним делает Баба - Яга.

Исполняется отрывок, ребенок импровизирует.

М. Р. : Так что же вы услышали в музыке? Что делает Баба - Яга?

Дети: стучит помелом

М. Р. : А потом? (снова звучит отрывок).

Ответы - предположения детей.

М. Р. : Музыка прерывается паузами - остановками, как будто Баба - Яга пытается взлететь или заводит моторчик в своей ступе, а он глохнет. И только хорошо разогнавшись, оторвалась от земли Баба - Яга и полетела. Она взлетает все выше и выше, с непрерывным ускорением

(исполняется отрывок)

И вдруг, музыка изменилась, слышите? (исполняется отрывок). Что- то эта мелодия напоминает…

Педагог исполняет мелодию Бабы Яги и знакомой детям частушки.

М. Р. : Вспомнили? (ответы). Молодцы! Да это же разудалая народная песня, она похожа на частушку! Баба - Яга летит и весело распевает, и ее одежда, и волосы развеваются на ветру (отрывок). И вдруг музыка замерла…

(Исполняется отрывок)

М. Р. : Какой она стала?

Дети: Музыка стала тихой, тревожной.

М. Р. : Да, правильно. Музыка затихает, мелодия опускается вниз

(отрывок) Что же случилось?

Дети: ответы: опустилась на землю. (Слайд 11)

М. Р. : И что же дальше? Закончилась? Послушайте (отрывок).

Дети: ответы - предположения.

М. Р: Какие странные дрожащие, волшебные звуки. … Как вы думаете, что рисуют эти звуки в музыке?

Дети: (ответы) Наверное, Баба - Яга тихо крадется по лесу, что- то шепчет.

М. Р. : Ну, конечно! Она крадется по лесу, бормоча и колдуя. И снова музыка звучит громко, стремительно. Как выдумаете почему? (Отрывок)

Дети: Да, это опять Баба - Яга снова куда- то полетела

М. Р. :. Какая она беспокойная! То взлетит ввысь, то опустится вниз… (отрывок) Чем закончил свою музыкальную картинку композитор? (Играет окончание пьесы).

Дети: Баба- Яга улетает.

М. Р. : Какую Бабу - Ягу изобразил в своей музыке композитора? Давайте создадим ее словесный портрет.

Дети: ответы: злую, страшную, беспокойную; она колдует, сторожит лес и т. д.

М. Р. :У композитора Мусоргского получилась целая музыкальная история! Баба - Яга то - злая, свирепая, грозная и в тоже время есть в музыке и интонация бесшабашного веселья, переданная в частушечной мелодии.

5. Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

- осмысленно воспринимать эмоционально - образное содержание музыки.

Цель, которую хочет достичь педагог:

- развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Задачи:

-участвовать в поисках замысла композиции музыки и средств его реализации в двигательных моделях музыкальной деятельности;

- обеспечить высокую творческую активность в раскрытии замысла и содержания музыки.

- развивать умение прослеживать развитие музыкального образа, передавая его рисунках - схемах, в образных движениях.

Методы организации:

- словесные, наглядные, слуховые, продуктивные, двигательные.

Методы стимулирования:

Одобрение, похвала.

Оборудование: магнитная доска, мел, метла.

М. Р. : А хотите стать художниками? Мы с вами изобразим музыкальный полет Бабы – Яги с помощью рисунков - символов.

Итак, что делала Баба-Яга во вступлении?

Ответы: Сначала Баба - Яга готовилась к полету, разгонялась.

М. Р. : Как это можно изобразить? (предположения детей)

Художник рисует на холсте красками, а мы возьмем доску и мел. Итак, начинаем…

М. Р. : Вспомните, что сначала делала Баба - Яга?

Ответы: готовилась к полету, разгонялась, заводила моторчик.

М. Р. : Молодцы, у вас отличная память! Что же нарисовать?

Ответы детей.

М. Р. : Можно я попробую?

1: вступление: нарисуем ступу

М. Р. : О чем музыка нам дальше рассказала?

Дети: Она полетела.

М. Р. : Как же нам изобразить ее полет? (ответы детей)

М. Р. Мне кажется, что ответ Вани был самым удачным, а вам? Ну-ка, Ваня, нарисуй, пожалуйста!

Далее по тому же сценарию: дети отвечают и наиболее удачные ответы используют в схеме.

1: ступа

2: полет - метла ручкой вверх

3: «опустилась на землю» - метла ручкой вниз

4: «колдует» - «дым»

5: снова взлетела - метла вверх

М. Р. : Посмотрите, что вышло! (показывает схему)- слайд 12.

Как вы думаете, у нас получилось изобразить музыкальный полет колдуньи? (Ответы)

М. Р. : Я знаю, что среди вас есть смелые ребята, (имя ребенка) покажет нам эту злющую, страшную Бабу-Ягу. А все остальные ребята будут глядеть на наш рисунок - схему, а если надо - помогут своему товарищу подсказкой.

Исполняется произведение, ребенок выполняет образные действия.

М. Р. : Вот так Баба - Яга! Вам понравилось? ( краткий анализ исполнения). Спасибо, ты – настоящая актриса (актер!

М. Р. : А скажите, пожалуйста, во всех ли русских сказках Баба-Яга злая, страшная? (Ответы). В некоторых сказках таких как «Иван - царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», она и накормила, и напоила, и спать уложила, и волшебный клубочек с собой дала Иванушке. Наверное, художник Гартман нарисовал домик именно такой Бабы - Яги, чистенькой, добренькой, веселой (слайд 14.)

Вот и мы сейчас с помощью песни Татьяны Морозовой «Бабка - Ежка» передадим в танце характер веселой, озорной Бабы - Яги.

Исполняется танец «Бабка - Ежка».

6. Рефлексия

Цель:

- оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности, личных достижений;

-организовать беседу с использованием вопросов об их личном эмоциональном состоянии.

М. Р. : Итак, сегодня мы познакомились с еще одной музыкальной картинкой композитора Мусоргского.

-Как она называется?

-В чем заключается разница между картиной художника и музыкальной картинкой композитора? Какую Бабу – Ягу изобразил в своей музыке композитор?

-Как музыка помогла передать ее характер?

( подсказки: темп, динамика, регистр).

- Образ какой Бабы - Яги вам ближе? (ответы).

Как вам кажется, сможем мы интересно и увлекательно провести экскурсию в музее? (ответы).

М. Р: Давайте в наш музей, где мы будем экскурсоводами, пригласим гостей. Кого бы вы позвали? (ответы)

Сегодня я предлагаю вам стать художниками - нарисовать пригласительный билет и торжественно его вручить посетителям выставки. До встречи в музее юные экскурсоводы!

Дети рисуют пригласительные билеты.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Тематическое занятие по музыкальному воспитанию для детей 5–6 лет «Путешествие в парк волшебных звуков» Цель: развивать эмоционально-образное восприятие и музыкально-художественный вкус. 3адачи: • Развивать интерес к музыкальному искусству,.

Интегрированное занятие по художественному творчеству детей старшей группы «Весёлая Масленица»Интегрированное занятие по художественному творчеству детей старшей группы «Весёлая Масленица» Цель:Продолжать знакомить детей старшего возраста с народными праздниками. Задачи:Воспитывать интерес и уважение к народным традициям и родной.

Комплексно-тематическое занятие по музыкальному воспитанию, посвященное творчеству П. И. Чайковского Комплексно-тематическое занятие по музыкальному воспитанию, посвященное творчеству П. И. Чайковского. (ст-подг., логопед. гр) Цель занятия:.

Конспект интегрированного занятия по музыкальному творчеству для детей средней группы «Гармошечка-говорушечка» Цель. Помочь ребёнку познать себя, свои возможности. Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим. Способствовать.

Конспект НОД по музыкальному воспитанию детей подготовительной к школе группе «Музыка зимы» Цель: Формирование музыкальных способностей детей. Задачи: совершенствовать исполнительские певческие навыки, -развивать музыкальный слух,.

Конспект занятия по музыкальному творчеству для детей подготовительной группы «Волшебная сила пятицветика» ЗАДАЧИ 1. Обучающие Слушать и чувствовать начало и конец музыкального произведения; Слышать и различать приемы.

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье «Пусть музыка звучит» Растет ребенок, и домашние с радостью отмечают в нем новые черты: он чутко реагирует на музыку – любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием.

План проекта по музыкальному воспитанию «Детский альбом» П. И. Чайковского» для детей разновозрастной группы Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации.

Конспект НОД по музыкальному воспитанию с детьми старшей и подготовительной группы «Широкая Масленица» Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию с детьми старшей и подготовительной группы с использованием игровой.

Занятие по музыкальному воспитанию Занятие по музыкальному воспитанию в подготовительной группе. Веселые соседи. Цель: Познакомить детей с музыкальной грамотой. Задачи: • Ввести.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по музыкальному воспитанию детей старшей группы «Музыка в картинах» (по творчеству М. П. Мусоргского)
Опубликовано: 29 марта 2018 в 13:17
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД