Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению со славянской письменностью в старшей группе

Ростова Светлана
Конспект занятия по ознакомлению со славянской письменностью в старшей группе

МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок»

Конспект занятия с детьми старшей группы

по ознакомлению с историей

славянской письменности.

Подготовила воспитатель Ростова Светлана Александровна

С. Троицкое

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению со славянской письменностью в старшей группе» размещена в разделах

Цель: Рассказать детям о появление письменности. Познакомить детей со старинными вещами и рассказать об их использовании. Рассказать детям о быте наших предков.

Демонстрационный материал: презентация по теме.

Словарная работа: славяне, издревле, предки, Русь изба, лежанка, чугунок, ухват.

Методы и приё мы: рассказ, показ, вопросы, обобщения, уточнения, сюрпризный момент, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Дети входят под русскую народную музыку в зал и становятся полукругом.

Организационный момент.

Придумано кем – то: просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро!» - солнцу и птицам!

«Доброе утро!» - приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро друг другу! И пусть весь день будет у нас хорошее настроение!

Основная часть

- Сейчас я вам раздам интересные картинки. Посмотрите, что на них нарисовано? Переверните их на другую сторону, что вы там видите? (Буквы).

- У каждого своя буква? Что она означает? (Это первая буква моего имени).

- Как вы думаете, зачем нужны буквы? (Благодаря буквам, мы можем читать и писать, написать письмо тому, кто живёт далеко, узнать что-то новое из газеты или что-то интересное из книги.)

-А хотели бы вы узнать, как появились первые буквы? (Да)

- Тогда я приглашаю вас отправиться в интересное путешествие в прошлое. Мы заглянем в далёкое - далёкое прошлое нашей страны и узнаем, как же появились первые буквы.

- Как называется наша страна, где мы живем? (Россия)

- А кто знает, почему нашу страну так назвали? (ответы детей).

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски - назвали Россия.

- Наша Родина – Россия. Что такое Родина? (Родина – это место, где мы родились и живем. Это может быть и город, и маленькое село. Родина у каждого человека одна.)

- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.

Упражнение «Подберите родственные слова» к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная, родня).

Своей статью мы пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовемся ныне - россияне,

Издревле, кто мы все (Мы - славяне)

-Да мы славяне! Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.

- Как называлась наша страна в древности? (Русь). И населяли ее наши далекие предки.

- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.)

- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я предлагаю вам вместе со мной встать на «ковёр – самолёт»,а вы закройте глазки (звучит сказочная музыка).

- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени. Я проведу с вами экскурсию.

Презентация.

(Русская печь).

Дети рассматривают старинные вещи, в рассказывают об их предназначении, я уточняю и обобщаю их ответы.

Что вы тут видите (печку). В каждой избе обязательно была такая большая русская печка. Её ласково называли: печь – матушка, печь – кормилица.

- Для чего славянам нужна была печь ( Печь не только обогревала избу: в ней пекли хлеб, пироги, готовили еду себе и домашним животным; на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь была лежанка, где можно было спать, греться. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.).

(Прялки и пряхи).

- Посмотрите, что ещё есть в русской избе. (Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Осенью полевые и огородные работы заканчивались, и тогда женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялку бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность следующему поколению.).

(Углевой утюг).

- Что вы сейчас видите ( Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Углевые утюги были тяжелыми, поэтому глажка белья в далёком прошлом – очень трудное занятие).

(Сундук).

- В каждом доме был сундук. В доме могло быть много сундуков. Чем больше сундуков, тем богаче считалась семья.

(Сундуки делались из дерева. У него есть стенки, крышка, дно, замок, ручки. Сундуки были тяжёлыми).

- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.

- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (чтобы вещи не пылились, не было видно одежды и т. п.)

- Как вы думаете, зачем нужен сундук в избе? (Раньше не было шкафов для одежды, обуви и другого белья. Сундук заменял в старину шкаф. В сундуке на дне лежали вещи, которые редко одевали. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Каждый слой перестилался тряпицами)

- Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.

Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свои традиции русский народ передавал из поколения в поколение из поколения в поколение. Предлагаю поиграть в русскую народную игру.

П/и «Золотые ворота».

Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Наскальные рисунки).

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Деревянные книги).

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность

1. По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается

Нынче братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются (звучит колокольный звон).

2. Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Портрет Кирилла и Мефодия).

Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот, наконец – то, дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.

(Кириллица).

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник

(Памятник Кириллу и Мефодию).

Игра «Платочек».

Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.

Дети присаживаются на стульчики.

(Славянский алфавит).

- Каждая буква обозначала целое слово. З - земля, л -люди. и т. д.

Сейчас наша азбука проста и удобна.

- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте место на «ковре – самолёте» (звучит сказочная музыка). Вот мы и вернулись в детский сад.

Анализ.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы узнали?

- Кто создал славянский алфавит?

- Что вам больше всего понравилось?

- Я рада, что вам понравилось путешествие, мы с вами узнали много интересного.

Публикации по теме:

«День Земли». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группеКонспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе 3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группе Задачи: Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос» Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Незнайка знакомится с птицами»Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Незнайка знакомится с птицами» Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: "Незнайка знакомится с птицами".Образовательная область: Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению со славянской письменностью в старшей группе
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 09:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД