МААМ-картинки

Занятие по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы. Осень»

Абрамова Елена
Занятие по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы. Осень»

Ц е л и : познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе; помочь увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии: ВОДУ, ЗЕМЛЮ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ; воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Собирайся, детвора,

Путешествовать пора!

II. Основная часть занятия.

1. В в о д н а я ч а с т ь.

Ребенок читает стихотворение.

Ветерок с березкой шепчется,

На траве блестит роса.

Публикация «Занятие по природному миру в подготовительной к школе группе „Путешествие в музей природы, Осень“» размещена в разделах

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

П. Синявский

В о с п и т а т е л ь. Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Почему? Потому что, мы отправляемся в музей – музей природы.

– Что такое музей? (Место, где хранятся какие-то очень важные вещи, предметы.)

– Как вы думаете, что хранится в музее природы? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.)

– Всем ли будет интересно в музее природы? Каждый ли сможет удивиться богатству этого музея? (Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.)

Кажется, что в нашей группе все ребята именно такие, и значит – в дорогу!

2. О с е н н и й в о з д у х.

В о с п и т а т е л ь. Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете.

Каждое время года украшает ее своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.

Узнавать природу и любоваться ею – очень сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного за-

ла – природы Осени.

– Какие осенние месяцы вы знаете?

Послушайте стихотворение, посвященное осенним месяцам, и догадайтесь, о каком из них идет речь в каждом четверостишии.

Сентябрь

Пусто в домике стрижа –

Улетел, бедовый,

И, как зонтик у ежа,

Желтый лист кленовый.

В. Степанов

Октябрь

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете.

В. Степанов

Ноябрь

В инее ложбина,

В огоньках рябина.

Дятел клювом бьет –

Зиму в гости ждет.

В. Степанов

– Молодцы, с заданием справились и назвали все осенние месяцы. А теперь давайте помолчим и прислушаемся к Осени.

– Какие звуки вы слышите? Чем наполнен осенний воздух? (Учащиеся называют звуки, характерные для осенней природы : шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя.)

Если это задание вызывает трудности, воспитатель может немного упростить его: детям зачитываются отрывки стихотворений об осени, прослушав которые, ребята называют изображенные звуки.

1) Золотая и немая,

Затаилась тишина.

Песням спрятанным внимая,

Я иду, как в чарах сна.

Листья тихо улетают

С засыхающих ветвей

И на землю оседают,

Красотой пленя своей.

Н. Минский

Дети должны услышать: тишину, шелест листьев в воздухе, тихие «спрятанные» песни.

2) Листопад

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый будет сад.

Дети должны услышать: шорох, шуршание листьев под ногами.

3) Ласточка

Мой сад с каждым днем увядает:

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу –

Пусто гнездо над окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем…

К уже услышанным осенним звукам прибавляется «поздний кузнечиков треск».

В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята. Все осенние звуки услышали.

А кто может объяснить: почему гнездо ласточек опустело? (Ласточки улетели.)

– Почему же ласточкам пришлось покинуть такую красивую осеннюю землю? (Улетели в теплые края.)

– Какими словами можно еще охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, туманный, зябкий.)

В о с п и т а т е л ь. Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали – совсем холодно стало. Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.

Ребенок. Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

Физкультминутка

Упражнение «Собери осенние листья».

Дует, дует ветер,

(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо-влево.)

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки,

(Движение руками сверху вниз.)

И бегут по листьям

Маленькие ножки.

(Легкий бег на месте.)

Мы с тобой гулять пойдем

(Шаг на месте.)

И листочки соберем.

(Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.)

3. О с е н н я я з е м л я.

Воспитатель. Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.

– Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (Дети высказываются по заданной теме.)

4. И г р а «От какого дерева веточка?».

Описание. Педагог показывает ветку от какого-либо дерева, а дети должны показать листья, принадлежащие данному дереву, и назвать его. Если дети допускают ошибки в ответах, воспитатель объясняет различия в форме, строении и принадлежности листьев.

После демонстрации ветвей (листочков) лиственных пород воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.

– Чем эти растения отличаются от всех остальных? (Зеленые круглый год.)

Это очень интересный экспонат музея природы. Сейчас лишь проверим, хорошо ли вы знакомы с этими породами.

– Умеете ли вы различать ель и сосну по веткам? Какую веточку я подняла? А это веточка чья? (По очереди показывает ветки сосны и ели.)

– Посмотрите и ответьте, какая шишка у меня в правой руке, а какая – в левой. (Дети называют, но в большинстве случаев обнаруживается, что не все успешно справляются с этим заданием.)

Видите, вы еще не умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать.

5. С р а в н е н и е ели и сосны по листочкам (хвоинкам) и шишкам.

По предложению воспитателя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки) ели и сосны и сравнивают их.

Вопросы и задания:

• Одинаковой ли длины листочки (хвоинки) ели и сосны? Если не одинаковой, то у какого из этих двух деревьев хвоинки длиннее, у какого – короче?

• Какие эти листочки по форме? (У ели – четырехгранные остроконечные листочки; у сосны – с одной стороны выпуклые, а с другой – плоские.)

• Помните листочки пальцами и понюхайте. Какие из них более жесткие?

• Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленого; у сосны намного светлее, чем у ели.)

• Как расположены листочки на ветке? (У ели – поодиночке, у сосны – попарно.)

• Сравните шишки по длине и толщине. (У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны.)

• Какого они цвета? (Коричневые и бурые.)

6. О с е н н я я в о д а.

Воспитатель читает стихотворение.

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

– Кто может сказать, какая же осенью вода в реке, в озере? Хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (Холодная, серая, неприветливая, зябкая.)

– Только ли в речке и озере мы можем увидеть воду осенью?

Послушайте стихотворение, может быть, в нем вы найдете ответ.

Кружатся листочки,

Дождик моросит,

А вдали рябина

Пурпуром горит.

Капнет в лужу капля,

Вот и брызг фонтан,

Липа уронила

Желтый сарафан,

Листьями укрыты

Белые грибы.

Дождиком облиты,

Будут ждать зимы.

Анна Бордей

– Кто услышал, в каком же виде встречается нам осенью вода? (В виде дождя.)

– Что нам нужно, если вдруг пойдет дождь?

Найдите ответ в стихотворении:

Осенью идут дожди,

Доставай скорей зонты…

Зонтики цветные,

Красивые такие!

В руки зонтики возьмем,

Под дождем гулять пойдем!

(Дети отвечают, что во время дождя нужен зонтик.)

В о с п и т а т е л ь. Да, под зонтиком нам не страшен никакой, даже самый сильный осенний дождик. Хотя в музее природы любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей подходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь.)

• Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья деревьев создают ощущение, что лес весь светится, горит.)

III. Творческая работа.

В о с п и т а т е л ь. В каждом музее есть книги отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, что не понравилось.

Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Только выполните вы ее при помощи красок и своих ладошек.

Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного осеннего леса.

(Детям предлагается лист ватмана, на котором будет создана коллективная картина. Ребята обмакивают ладошки в разные краски и оставляют отпечатки на бумаге. Задача воспитателя состоит в том, чтобы все используемые цвета были объяснены. В итоге получается картина красок осени.)

IV. Заключительная часть.

В о с п и т а т е л ь. Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей природы. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.

Что ж, дорогие ребята, до новых встреч в музее природы.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по экологии «Путешествие в Королевство Природы» в подготовительной к школе группе Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Путешествие в Королевство Природы» Трофимова Екатерина Александровна.

Итоговое занятие по природному миру и аппликации с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес» Итоговое занятие по природному миру и аппликации с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес». Стихи о временах года: 1. Дел у меня.

Итоговое занятие по природному миру с детьми старшей логопедической группы «Сюрприз от Феи Природы» Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Задачи: «Познавательное развитие» закрепить знания о характерных признаках.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по природному миру «Путешествие в мир природы» Тема: «Путешествие в мир природы». Цель: создание условий для обобщения знаний детей о природе. Задачи: Образовательные: систематизировать.

Конспект ООД «Домашние питомцы» по природному миру в подготовительной группе Тема"Домашние питомцы". Цели. -создать ситуацию развития в процессе закрепления знаний детей о домашних питомцах; Задачи. -обеспечить условия.

Конспект ООД по природному миру «Наши бабушки и мамы» в подготовительной группе Тема. "Наши бабушки и мамы. Цель. -закрепить знания о труде мамы дома и на работе; -воспитывать чувства любви,уважения и заботы о женщинах.

Конспект ООД по природному миру «Электроприборы» в подготовительной группе Тема"Электроприборы". Задачи. -уточнять,систематизировать и расширять знания и представления детей о электроприборах,их значением в жизни.

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе «Строение веществ» Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы» «Путешествие в мир живой природы» Автор образовательного мероприятия: Кузовлева Елена Ивановна, воспитатель. Образовательное учреждение:.

Конспект занятия по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы» ОСЕНЬ Ц е л и : познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе; помочь увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по природному миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей природы. Осень»
Опубликовано: 22 октября 2019 в 22:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД