Ирина Качинская
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «В гостях у сказки».
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой, предметами старинного быта и их назначением.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
2. Закреплять знание содержания русских народных сказок, учить узнавать сказку по героям. предметам, загадкам.
3. Продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки (эпизоды по сказке).
4. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи.
5. Продолжать развивать диалогическую речь.
6. Развивать выразительность речи.
7. Продолжать развивать фонематические функции.
8. Развитие мыслительных операций: памяти. внимания, творческого воображения.
9. Воспитывать у детей чувство уважения к русской народной культуре.
10. Воспитывать культуру речевого общения.
Под русскую народную мелодию дети заходят в группу и подходят к уголку русской избы. Мальчики садятся, девочки стоят. Перед детьми стоит столик с корзинками, в которых клубки ниток, ленты, тесьма, деревянная расписная посуда, матрешки, платки.
Воспитатель: Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам
Личных дел или квартир.
1 ребенок: Если вы в своей тарелке
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, сей час.
2 ребенок: Отдых – это не безделки
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей.
Девочки берут платки и садятся на стульчики.
Воспитатель: Сидят девицы, рукодельничают, песни поют.
Девочки исполняют песню «Позолоченная прялица» без музыкального сопровождения.
Позолоченная прялица.
Мы прядем, а нитка тянется.
Мы прядем, а нитка тянется.
Нам работа наша нравится.
(Имитируют движения шитья иголкой).
1 девочка: Иголка, иголка
Ты тонка и колка.
Не коли мне пальчики,
Шей сарафанчики.
2 девочка: Пришли мы с нитками, пряжей
Со всяким рукодельем (показывает).
3 девочка: С лентами, платками,
Узорчатыми кружевами.
4 девочка: Платочки шелковые,
Алые, голубые, зеленые.
Показывают изонить на картоне. (Садятся.)
Ведущий: А добры молодцы пришли к нам с подарками.
Встают мальчики, берут посуду, матрешек.
1 мальчик: Пришли мы к вам не с пустыми руками, с подарками.
2 мальчик: Посуда наша для щей и каши,
Не бьется, не ломается
И порче не подвергается.
3 мальчик: Матрешка расписная
Украсила весь свет.
Одежкой похваляется,
Ей сносу нет.
Матрешка открывается,
Другая появляется. (показывает матрешек).
Мальчики садятся.
Воспитатель: На посиделках звучала музыка, играл оркестр. А какие инструменты звучали, вы сейчас должны догадаться.
Дид. Игра «Узнай по звучанию» (колокольчик, трещотка, бубенцы, ложки).
Выходит ребенок в костюме Колобка.
Колобок: Я – веселый колобок.
Подрумяненный бочок.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
Прикатился в детский сад,
Пригласить решил ребят.
Вместе сказки навестить,
В них немножко погостить.
Воспитатель: А в какие сказки мы с вами попадем, вы должны угадать. (Первую сказку отгадывают по предмету – детям предъявляется муляж рыбы).
Воспитатель: Ребята, а в какой сказке звери ловили рыбу? (ответ детей).
Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» (инсценировка, дети одевают шапочки (2 ребенка, остальные садятся на стульчики и смотрят.
Волк: Здравствуй, сестричка! Что кушаешь?
Лиса: Рыбку, здравствуй братец.
Волк: Дай мне хоть одну.
Лиса: Налови сам, да и кушай.
Волк: Я не умею.
Лиса: Эка, ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди, да приговаривай; «Ловись рыбка и мала и велика». Рыба сама тебе на хвост нацепится.
Волк: Ловись рыбка и мала, и велика. Ловись рыбка и мала, и велика.
Воспитатель: А героя следующей сказки мы узнаем по схеме. Дети подходят к столу. На столе 3 схемы:
Детям предлагается найти схему к сказке «Заяц – хваста» (1). Почему подходит именно эта схема? (Ответы детей).
К каким сказкам подходит вторая схема? Почему? Третья схема? (Ответы детей).
Затем детей просят подойти к «Чудо - дереву» и называют по картинкам русские народные сказки. Последняя картинка к сказке «Заяц – Хваста».
Воспитатель: А вот и герои этой сказки (двое детей одевают шапочки, остальные садятся на стульчики).
Инсценировка сказки «Заяц – Хваста».
Заяц: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь.
Ворона: Слышала я, в лесу хвастун появился. Это кто такой?
Заяц: Тетка Ворона, я больше не буду хвастать.
Ворона: А как ты хвастал?
Заяц: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Ворона: Более не хвастай.
Воспитатель: Угадайте-ка, друзья,
Заяц плачет. Так нельзя!
Надо зайца приласкать.
Что за сказка, всем сказать.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Петушок: Кукареку! Заинька, о чем ты плачешь?
Заяц: Как же мне, Петенька не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, на меня же и выгнала.
Петушок: Не горюй, заинька, я лису выгоню!
Ведущий: Молодец, Петушок! Выручил зайца. Все обрадовались и пошли играть. (Звучит русская народная мелодия).
Игра «Тетёра».
Звучит музыка, вбегает Баба Яга.
Баба Яга: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости дорогие! Пролетала мимо, слышу шум, веселье. Дай, думаю, зайду. Я ведь знаю, как меня ребята любят!
Воспитатель: Ребята! Вы любите Бабу Ягу?
Дети: Нет, Баба Яга злая, хитрая, вредная.
Баба Яга: Да это когда было. Я изменилась. Стала такая ласковая и добрая. Сейчас я вам докажу это. Лечу я себе, лечу над лесом и, вдруг, вижу, картинки лежат какие-то. Интересно мне стало. Посмотрела, да ничего так и не поняла. Предметы необычные, я таких не видела.
Воспитатель: Ребята, поможем Бабе Яге разобраться?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
(Баба Яга нашла в лесу картинки, просит ребят объяснить, что за предметы, их назначение).
Ребята подбирают предметы из прошлой и настоящей жизни, объясняют их назначение. ( Пример: Раньше была печь, а теперь плита. Раньше гладили валиком, а теперь утюгом. Все картинки помещают на фланелеграф.)
Баба Яга благодарит детей за объяснение.
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем для Бабы Яги бусы. Она и правда изменилась.
Дидактическая игра «Бусы для Бабы Яги», направленная на развитие фонематических функций, зрительного внимания.
Воспитатель произносит слово. Детям необходимо определить первый звук в этом слове и обозначить его красным или синим кружком, в зависимости от того, гласный он или согласный. Из этих кружков складываются бусы.
Дети выполняют задание (5 звуков).
Баба Яга: Спасибо, ребята, за бусы. Я их подарю лесным зверям. Пора мне в лес собираться. До свидания! (Уходит).
Воспитатель: Ребята, мы с вами порадовали Бабу Ягу и она оставила нам угощение. (Показывает корзинку с пряниками).
Под музыку дети уходят.