Полукарова Наталья Ивановна
Занятие по развитию речи «Загадки весенних месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Загадки весенних месяцев»
Вторая младшая группа
Воспитатель: Полукарова Н. И.
Задачи по развитию познавательных способностей: научить детей различать признаки времен года, весенних месяцев; помочь узнать последовательность жизненных процессов весной в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят; развивать внимание, память, системное и логическое мышление.
Публикация «Занятие по развитию речи „Загадки весенних месяцев“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи по развитию речи : развивать фразовую речь детей, упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, глаголами, учить делить слова на слоги; воспитывать внимание к собственной речи и речи друзей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение правильно вести себя на лоне природы.
Оборудование: предметные картинки (солнышко, проталина, травка, почки, насекомые, птицы); картинки из серии «Птицы» (грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей, дятел, снегирь); картинки для игры «Ассоциативные цепочки» (снег, солнце, заяц, шубка, река, льдина, берлога, медведь, белка, дупло, бельчата, молоко, пенёк, луна, ёж, жуки); куклы – Снеговичок, Ёжик, Бабочка; бутафорское мороженое; аудиозапись «Голоса птиц».
Конфеты в фантиках. Венки: для Марта – с изображением снежинок и капелек воды; для Апреля – с изображением почек и листочков; для Мая – с изображением травы и цветов.
Предварительная работа.
1. Наблюдение на прогулках за весенними явлениями в природе.
2. Беседа «Перелётные птицы». Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» (грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей).
3. Разучивание с детьми загадок и стихотворений о весне.
4. Рисование на темы: «Ранняя весна», «Берёзка весной», «Весенние первоцветы».
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, прошла зима. В какие игры мы любили играть зимой?
Дети. Кататься на лыжах, коньках, санках. Кататься со снежных горок и по ледяным дорожкам. Играть в снежки. Лепить снеговиков.
• Этюд «Тающие снеговички»
Воспитатель. Мы с вами лепили разных снеговичков – веселых, грустных, спокойных, смешных…На головы им надевали миски, вёдра. В руки давали мётлы, палки, воздушные шарики. Представьте себя одним из таких снеговичков и изобразите его.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Наступила весна. Солнышко светит всё ярче и ярче. Снеговикам становится жарко, они медленно тают. Покажите, как это происходит.
Дети медленно опускают руки, головы, садяться на коврик, ложаться, расслабляются.
Воспитатель. Что вы чувствовали, пока были тающими снеговичками?
Ответы детей.
Снеговичок. Ой! Ой! Ой! Так я и растаю! Что же мне делать? Как спастись!
Воспитатель. Ребята, это наш знакомый Снеговичок. У него нижний комочек уже начал подтаивать. Как же нам его спасти? Чем мы можем ему помоч?
Дети трогают Снеговичка. Жалеют его. Гладят.
Дети. Можно отвезти Снеговичка на Север, спрятать его в холодильник или морозильник, накормить мороженым…
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот тебе Снеговичок, холодное мороженое. Остынь немножко.
Снеговичок. Спасибо, ребята. Мне уже легче. Я тут слышал стихотворение, толко не догадался, про кого оно. Вот послушайте.
В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица,
В цветы оденет луг
И станет летом вдруг.
Ты знаешь, кто она?
Красавица…
(Ю. Чичев)
Дети. Весна!
Воспитатель. Молодцы! Отгадали загадку Снеговичка. Какая весна в нашем краю?
Дети. Холодная и тёплая, пасмурная и солнечная, ветреная, дождливая…
Воспитатель. Назовите любое весеннее слово.
Дети. Проталина, ледоход, капель, ручей, половодье.
Снеговичок. Я никогда весны не видел. Расскажите мне о ней, пожайлуста.
Воспитатель. Давайте, друзья, выполним просьбу Снеговичка. Согластны! Отправимся в гости к Весне, братцы весенние месяцы нас уже ждут. Снеговичка возьмём с собой, будем нести его по очереди. Н каком бы транспорте нам поехать, чтобы всё хорошо рассмотреть?
Дети предлагают путешествие на разных видах транспорта, выбирают путешествие на поезде. Они выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребёнка.
Воспитатель.
Загудел паровоз
И вагончик повёз.
Чох-чох, чу-чу!
Я далёко укачу!
(Т. Волгина)
Воспитатель надевает ребёнку венок месяца Марта.
Дети. У-у-у-у-у! Чох-чох, чу-чу! Я далёко укачу!
Воспитатель. Первая станция называется «Хорошая погода». Выйдем погулять. Месяц Март приготовил для вас загадки.
Март.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся,
А едва появится –
Взгляд отводим, прячемся:
Уж больно оно яркое,
И светлое, и жаркое.
(И. Мазнин)
Дети. Это солнце!
Воспитатель. Какое солнце весной?
Дети. Круглое, жёлтое, ласковое, тёплое, яркое, золотое, блестящее…
Воспитатель. Придумайте слова-родственники к слову «солнце».
Дети. Солнышко, солнечный, подсолнух…
Март. Угадайте, ребята, кого Солнышко весной разбудит? А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку. Первая картинка – «солнышко».
Дети выкладывают на полу картинки: солнышко – проталина – травка – почки – насекомые – птицы.
Дети. Солнышко пригреет – снежок растает – появится первая травка – набухнут почки – вылезут насекомые – прилетят птицы.
Воспитатель. Подул ветерок, набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик.
• Пальчиковая гимнастика «Дождик» (М. Быстрова)
Дети.
Кап-кап, кап-кап,
Кто по улице идёт?
Поочерёдно соединяют все пальцы с большим – начиная с указательного и заканчивая мизинцем (сначала работает правая рука, затем – левая).
Кап-кап, кап-кап,
Эту песенку поёт?
То же в обратном направлении – от мизинца к указательному пальцу.
Дождик, дождик, веселей.
Барабанят пальчиками по столу.
Капай, капай, не жалей.
Встряхивают кистями рук.
Умываются сады,
Потирают ладони.
Улыбаются цветы.
Будем рады я и ты.
Хлопают в ладоши четыре раза и улыбаются друг другу.
Воспитатель. Спрячемся от дождика в вагончиках. Поехали дальше.
Дети продолжают путешествие на поезде. Воспитатель надевает ребенку венок месяца Апреля.
Апрель. Здравствуйте, ребята, я – Апредь. Отгадайте, куда вы приехали?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
(В. Фетисов)
Дети. Это лес!
Апрель. Молодцы, угадали! Какие деревья растут в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель. На одной ножке покрутись и в любое дерево превратись.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Я вижу стройные берёзки, могучие дубы, аккуратные ёлочки. Милые деревья! Почувствуйте, как ласково греет вас солнышко, как вы просыпаетесь после долгой зимы, набираетесь весенних соков из матушки земли, на ваших веточках набухают почки и появляются первые нежные цветочки, клейкие листочки и молодые хвоинки. по стволу побежали муравьишки… Чему вы порадовались? Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель. На одной ножке покрутись и в себя ты превратись. ребята, закройте глаза, прислушайтесь, что это за звуки? (Включает аудиозапись «Голоса птиц»).
Дети. Мы услышали пение птиц.
Воспитатель. В лес прилетело много птиц. Выберите картинки с изображением птиц, голоса которых вы сейчас услышали.
Дети выбирают картинки – грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей –и объясняют свой выбор.
Воспитатель. Какие это птицы?
Дети. Это перелётные птицы.
Воспитатель. Почему люди любят птиц?
Дети. Птицы очень красивые, они весело поют и щебечут, уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки…
Воспитатель. Как мы можем помочь птицам весной?
Дети. Надо строить для птиц скворечники, не разорять птичьи гнёзда…
Воспитатель. Ребята, вы проголодались на свежем воздухе? Месяц апрель хочет вас угостить конфетами.
Дети едят конфеты.
Воспитатель. Ой! Я укололась. Да это ёжик!
Ё ж пыхтит и морщится:
Ёжик.
Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету.
Соблюдайте чистоту!
(Я. Аким)
Ребята, давайте, давайте сюда фантики. Зачем приехали?
Воспитатель. Мы хотим узнать, почему лесных зверей не видно?
Ёжик. Все звери заняты. Хотите узнать, что они делают? Тогда поиграем в такую игру. Я буду показывать вам картинки, а вы догадайтесь, чем они между собой связаны.
• Игра «Ассоциативные цепочки»
Ёжик. Вот картинки: река, льдина, берлога, медведь. Догадайтесь, когда медведь выходит из берлоги?
Дети. Когда на реках пройдёт ледоход медведи выходят из берлоги.
Ежик. Молодцы! Вот другие картинки: снег, солнце, заяц, щубка. Догадайтесь, что делает зайчик весной?
Дети. Когда весеннее солнышко начнёт пригревать, заяц меняет густую, тёплую шубку на лёгкую, не жаркую.
Воспитатель. Поблагодарим ёжика за интересную игру и попрощаемся с ним.
Дети. Спасибо, до свидания!
Воспитатель. Продолжим наше путешествие. Садимся в вагончики и едем на встречу с месяцем Маем.
Дети едут на поезде. Воспитатель надевает ребёнку венок месяца Мая.
Дети. У-у-у-у-у! Чох-чох, чу-чу Я далёко укачу!
Май. Здравствуйте, ребята. Отгадайте, что у меня в руках?
Сорвать цветок я захотел,
А он… вспорхнул и улетел.
(Е. Серова).
Дети. Это бабочка!
Май. На что похожа бабочка?
Дети. Бабочка похожа на чудесный цветок, на яркий бантик, на разноцветную люстру…
Воспитатель. Действительно, бабочка похожа на разноцветный цветок. Какие весенние цветы вы знаете, ребята? Назовите цветок и скажите, сколько слогов в этом слове.
Дети. Подснежник – три слога. Тюльпан – два слога. Ландыш – два слога. Одуванчик – четыре слога.
Воспитатель. Весной можно наблюдать самое богатое разноцветье красок. Ребята, закройте глаза, представьте себе картинку весенней природы, назовите свой любимый весенний цвет и объясните, почему он вам нравится.
Дети.
- Мой любимый цвет – голубой, такого цвета весеннее небо, вода.
- Мой любимый цвет – зелёный, потому что весной всё становится зелё ным: листья на деревьях и кустах, трава, листочки у цветов.
- Мой любимый цвет – жёлтый, это солнце, цветы мать-и-мачехи, одуванчики, песок.
Воспитатель. Пора возвращаться домой.
Снеговичок. Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие, и вам, братцы-месяцы. Теперь я знаю, что такое весна. Побегу в холодильник прятаться.
Дети возвращаются домой на поезде.