Дарья Панова
Занятие «Путешествие в прошлое игрушек» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Путешествие в прошлое игрушек»
Программное содержание:
-познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом и
элементами изготовления;
-вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений
малых фольклорных форм;
-воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров;
Публикация «Занятие „Путешествие в прошлое игрушек“ в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
-воспитывать бережное отношение игрушкам;
-активизировать речь детей, побуждать употреблять слова, характеризующие
качество предметов (дерево - деревянный, солома - соломенная, глина – глиняная,
тряпичная).
- закрепить полезныепродукты.
Предварительная работа:
1. рассматривание альбома «В мастерской художника».
2. рассматривание книги «Матрёшка».
3. знакомство с глиняной игрушкой и поделками из глины.
4. чтение художественной литературы: «Гуси-лебеди», «Новая кукла» Воронковой,
«чтение стихов об игрушках» Г. Ладонщиков, С. Капутниян, В. Берестов.
Материал: домик, деревянная кукла, деревянные игрушки, глиняная игрушка,
игрушки из пластмассы, матрёшки, ширма, плоскостные игрушки : яблонька, печка,
избушка на курьих ножках, кукла Маша.
Конспект занятия :
Дети под музыку заходят в зал. Здороваются с гостями.
Воспитатель:
А теперь сюрприз, ребята, в сказку приглашаю вас, не стесняйтесь, проходите и на
стульчики садитесь (дети садятся на стульчики перед ними стоит ширма для
кукольного театра, декорация –дом, деревья).
Воспитатель:
У нас на Руси сказки очень хороши.
Представленье начинается.
Сказка в гости к нам является.
Про гусей-лебедей.
Про капризных детей.
Сказку эту старую.
Слушать каждый рад.
Предлагаем сказку вам на новый лад.
Жили были мать, отец да дети, Ванечка да Машенька.
Собрались как-то раз отец и мать на ярмарку, а Маше давали наказ, к подружкам не
ходить и за Ванечкой следить. Не послушала Маша мать с отцом, убежала к
подружкам играть. Прилетели гуси-лебеди и унесли Ваню. Возвратилась Маша
домой, а братца нет.
Маша (кукла -роль играет родительница) : Ваня, Ванечка. Ау!
Воспитатель:
Маша, что случилось?
Маша: Ваня, братец мой пропал. Побегу его искать. (Маша подходит к домику).
Воспитатель:
Давай посмотрим, может он в гости зашел? (Маша заходит в домик).
Маша: Вани здесь нет. Здесь какое-то полено лежит.
Воспитатель:
(Подходит, берет полено). Это не простое полено, а кукла. Давным-давно, когда не
было игрушек, дети играли вот такими куклами.
Маша: Но это не кукла.
Воспитатель:
Давай повяжем платочек, наденем юбку и кукла готова. Ребята, расскажите, как
можно играть с куклой.
Ответы детей: кормить, ходить на прогулку, укладывать спать.
Маша: Чтобы кукла уснула, ей нужно рассказать колыбельную.
Воспитатель:
Наши дети знают много потешек, колыбельных.
Давайте покачаем куклу и расскажем ей колыбельную.
Ребенок: Баю, баю, баиньки,
Маленькие заиньки
Танечку качали,
Тане напевали
Баю бай, баю бай,
Спи, малютка, засыпай.
Воспитатель:
Вот кукла и уснула. Уложим её в кроватку.
Маша: А в домике еще кто-то живет.
Воспитатель:
Давай Маша посмотрим и ребятам покажем. Посмотрите здесь Мишка и Зайка и
курочки. Игрушки эти называются потешными и выстроганы они из дерева, на
потеху и развлечение детишек. Умеют игрушки стучать и двигаться.
Маша: Ой, как интересно!
Воспитатель:
А еще эти игрушки назывались ТАРАРУШКАМИ. Наши дети знают потешку об этих
игрушках.
Ребенок: Тара-рушки, тара-рушки
Тара-рушки, тара-рушки
Это русские игрушки
Очень славные, да забавные.
Маша: А еще вот какая забавная девчонка.
Воспитатель:
Сейчас ребята нам расскажут, как называют эту игрушку.
Ребенок: Погляди скорей, щечки розовеют.
Пестренький платочек
Платьице в цветочек
Пухленькие крошки
Русские матрёшки.
Воспитатель:
Посмотрите, эта игрушка с сюрпризом. В каждой куколке спряталась сестричка
поменьше (дети разбирают матрёшку). Матрешку раньше называли Матрена, или
ласково Матрешка. Матрешка любимый русский сувенир, душа РОССИИ. Ребята,
как называются игрушки из дерева?
Ответы детей.
Маша: В домике еще живут игрушки, очень хрупкие, да красивые.
Воспитатель:
Хотелось родителям порадовать своих детей, вот и начали они лепить игрушки из
глины. Здесь и лошадки, и петушки, и барышни-красавицы, а еще свистульки,
громкие да звонкие. Но они очень хрупкие и играть с ними нужно очень осторожно.
Маша: Как называются игрушки из глины?
Ответы детей.
Воспитатель:
Послушай, Маша, стихотворение о тех, кто делал такие чудесные игрушки.
Ребенок: Славится Россия чудо-мастерами.
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью, красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Маша: Больше никого в избушке нет. Только лоскутки какие-то лежат.
Воспитатель:
Нет, Машенька, это не просто лоскутки. Из них тоже можно сделать игрушки. Вот
как их можно сделать. Берем лоскуток, делаем комочек, вкладываем в платочек,
завязываем ниточкой, получилась головка, перевязываем ручки ленточкой, повяжем
платочек и кукла готова.
Такие игрушки называются тряпичными, или лоскутными. А сейчас ребята
расскажут, в какие игрушки они играют сейчас.
Ребенок: Из чего у нас игрушки,
Куклы, Мишки и хлопушки?
Из искусственного меха,
Ткани и резины,
Из пластмассы и метала,
Дерева и глины.
Воспитатель:
Сейчас наши дети превращаются в игрушки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Скачет конь наш, цок-цок-цок,
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши,
Своей ручкой помаши,
Вот как кружится волчок,
Прожужжал и на пол лег,
Самолёт летит, летит,
Смелый летчик в нем сидит,
А теперь мы все матрешки,
Громко хлопаем в ладошки.
Маша: Да, я с вами совсем забыла, что мне нужно Ваню искать.
Воспитатель:
Машенька, мне игрушки по секрету сказали, что Ваню унесли гуси-лебеди. Беги вон
туда, может тебе яблонька подскажет.
Маша: Яблонька-матушка, подскажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня (роль играет родительница) : Съешь моего яблочка, тогда скажу.
Маша: Да какая польза от твоих яблок? У моего батюшки и садовые не едятся.
Воспитатель:
Ребята, давайте расскажем Машеньке, какая польза от фруктов и для чего их надо
кушать.
(ответы детей)
Маша: Спасибо, ребята. Я теперь обязательно буду есть все фрукты. Спасибо,
яблонька.
Яблоня: Беги вон по той дорожке.
Воспитатель:
Бежит Машенька, видит - печка стоит.
Маша: Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: А какие ты знаешь пословицы и поговорки о хлебе?
Маша: Ребята, выручайте!
(пословицы и поговорки о хлебе говорят дети по очереди).
Печка (роль играет родительница) : Вон туда полетели гуси-лебеди.
Маша: Спасибо!
Воспитатель:
Побежала Маша, куда печка указала. Добежала до молочной речки с кисельными
берегами.
Маша:
Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка (роль играет родительница) : Отгадай загадку, тогда скажу.
Каждый вечер так легко
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова.
Как зовут её? / корова /
Речка: Что ж, загадку отгадала, а теперь расскажи, какие ещё молочные полезные и
вкусные продукты ты знаешь?
(Маша и дети отвечают).
Речка: Молодец, Машенька, молодцы, ребята. А теперь, Машенька, ступай. У Бабки
Ёжки Ванюша, там его выручай.
Воспитатель:
Бежит Машенька, видит - вот и избушка Бабы Яги. Заглянула в окошко (выходит
Бабка Ёжка)
Баба Яга (воспитатель)/поёт/ :
Я Бабка Ёжка, костяная ножка.
Есть всегда я хочу,
Всё, что хочешь проглочу.
Воспитатель:
Увидела Маша братца …
Маша:
Ваня, братец дорогой,
Побежим скорей домой!
Баба Яга:
А-тя-тя-тя-тя! Куда? Я те дам домой! А есть я что буду?
Воспитатель:
Что ты, бабушка! Есть надо только полезные продукты.
Баба Яга:
Какие такие полезные? Вот Ваньку съем, кока-колой запью. Всё вкусно и полезно,
что в рот полезло.
Воспитатель:
Да ты, бабушка, ребят послушай.
(дети рассказывают о полезных продуктах)
Баба Яга:
Ну, ну, почти убедили. Ишь, какие шустрые.
Воспитатель:
Мы о полезных продуктах тебе рассказали, а теперь тебя поиграть приглашаем.
Баба Яга:
Играть на голодный желудок!
Воспитатель:
А игра у нас не простая, а съедобная.
(игра «Узнай фрукты на вкус»). ИГРАЮТ ВСЕ ВМЕСТЕ.
Баба Яга:
Так и быть! Отпускаю я Ивана! Пожалели вы меня старую, накормили вкуснятиной.
Больше вредничать не стану и не буду больше злиться. Можно с вами подружиться?
Вот вам на прощанье угощенье:
Пирожки от Печки,
Конфеты «Коровка» от Речки,
Яблочки от Яблоньки,
А от меня - заварочка на чаёк.
Воспитатель:
Вот и сказка кончается, Маша с Ваней домой возвращается. И нам ребята в группу
пора, кушать от Бабки Ёжки угощенье, а вы у меня сегодня молодцы. Ваню спасли,
много рассказали, да и сами много узнали. СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ.