Нияр Гейдарова
Занятие с элементами фольклора во второй младшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами фольклора во второй младшей группе на тему «Осень»
Цель: Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования русского фольклора, создать эмоциональный настрой, вызвать желание играть в народные игры.
Задачи:
• Обучающие: - развивать представления об овощах и фруктах;
- формировать представления об осени как о времени года,
о его признаках;
- расширять представления о народной культуре
Публикация «Занятие с элементами фольклора во второй младшей группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
(знакомство с такими понятиями как «изба»)
• Воспитательные: - воспитывать чувство взаимопомощи, умения
работать в парах;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству
• Развивающие: - развитие речи и обогащение словарного запаса,
- развитие памяти, мышления, внимания.
Необходимое оборудование:
- платок в русском народном стиле,
- стол, стулья для детей,
- мультимедийное оборудование для презентации,
- муляжи овощей,
- 2 корзины,
- магнитная доска,
- макет дерева, фруктов и овощей из цветной бумаги для использования на магнитной доске,
- музыкальное оборудование для воспроизведения песен.
Ход занятия
Воспитатель с расписным платком на плечах.
- Дверь открою - стану звать,
Деток в гости приглашать!
Где вы, детки? Заходите!
Ко мне в гости поспешите!
- Здравствуйте, ребята дорогие! Проходите, пожалуйста. Очень хорошо, что пришли ко мне в гости, я очень рада вас видеть.
Воспитатель подводит детей к столу и предлагает сесть вокруг стола.
- Сегодня мы с вами поговорим о времени года, которое сейчас мы видим за окном. Ребята, какое сейчас время года?- Осень, и разговор наш сегодня пойдет об осени и ее приметах.
Воспитатель читает стихотворение, которое сопровождается мини-презентацией.
- Дни давно короче стали, листья золотом горят.
Улетают птичьи стаи за далёкие моря.
Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.
Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.
Дети с воспитателем обсуждают каждую строчку стихотворения (что значит – дни стали короче? Какое время суток здесь изображено? Если это осень, то вечер какой? Как вы объясните выражение «листья золотом горят»? Почему птичьи стаи улетают за теплые моря? Почему все стало вокруг уныло? Как вы узнали, что картинка на фото изображает осень? Почему огород стоит пустым? Почему «осень» всем в избе сидеть велит»).
Обобщая детские ответы, воспитатель говорит, что в связи с осенними похолоданиями после лета и дождливой погодой («дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт»). Завершая работы в поле, в саду и на огороде люди что собирали? – правильно, дети, все собирали овощи и фрукты, а одним словом это можно назвать «урожай». Если овощей и фруктов собирали много, значит урожай собрали богатый, и люди этому очень радовались. Поэтому можно сказать, что осень – не только грустное время года, люди весело и пышно отмечали день урожая, и на этом празднике чествовали собранные плоды, благодарили землю за богатые дары.
- Давайте назовем те овощи, которые вы знаете.
Те дети, которые верно назвали овощ, вызываются воспитателем с места. Четверо первых правильно ответивших детей становятся участниками следующей игры.
Игра «Кто быстрее соберет урожай»
- Надо овощи убрать и припасы запасать. Скоро близится зима, скоро будут холода! Ребята, потрудиться мы должны, ведь нам овощи нужны!
Для игры 4 вызванных ребенка образуют две пары. ( Для проведения игры нужно: муляжи овощей; 2 ведра). Участники пары встают рядом и берутся за руки. У одного из участников пары в руке ведро, другой участник свободной рукой собирает и кладет в это ведро овощи. Пара, которая справится с заданием первой и больше соберёт овощей, побеждает. Считая овощи, необходимо проговаривать с детьми названия овощей.
- Вот какой богатый урожай мы собрали!
А теперь послушайте, какие загадки об овощах существуют, и попробуйте их отгадать. Дети, назвавшие правильный ответ, выходят к столу, на котором разложены картинки с овощами. Выбрав картинку, соответствующую ответу, они прикрепляют ее на магнитную доску, что закрепляет в сознании детей название овоща и его изображение.
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка).
Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).
За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).
Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).
На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).
-Молодцы, ребята, знаете овощи! Но урожай бывает не только из овощей, а еще и из фруктов. Какие фрукты вы знаете? (в помощь детям при затруднениях предлагаются (демонстрируются) муляжи фруктов).
Игра «Фрукты и овощи».
Вот, смотрите, какое у нас есть «Чудо — дерево» и «чудо-грядка»! (на одной магнитной доске висит дерево, к которому прикреплены «растущие» яблоки и огурцы, на другой магнитной доске – пустая грядка).
— Ребята, как вы думаете, что на этом дереве лишнее? (дети называют, а воспитатель снимает названные лишние овощи).
- Скажите, а где растут эти овощи? (дети отвечают, что на грядке, воспитатель «сажает» огурцы в «грядку» на доске).
- Теперь все правильно, посмотрите: яблоки – это фрукты, они растут на дереве, а огурцы – овощи, они растут на грядке, в земле.
А еще в старину осенью, после сбора урожая, устраивались веселые и шумные праздники. Ребята, что принято делать на празднике? – правильно, танцевать! Давным-давно на праздниках водили хороводы. Встаньте в хоровод!
Дети идут за руки по кругу под русскую народную мелодию.
Осень, в гости приходи к нам через год,
С нами снова заведи хоровод,
Нам дожди и холода – не беда!
Рады осени ребята всегда.
Рефлексия.
- Ребята, о каком времени года мы говорили на занятии? Мы узнали про сбор урожая и праздник в его честь, а можете сами объяснить, что такое урожай? Хорошо, ребята, сегодня вы все молодцы!