Занятия в старшей группе на тему: устное народное творчество «Старинные посиделки»

Галина Дрожжина
Занятия в старшей группе на тему: устное народное творчество «Старинные посиделки»

Задачи:

1. продолжить знакомить детей с фольклорными произведениями. Передавать яркие, светлые чувства при встрече с любимыми персонажами.

2. закрепить знания детей о том, как жили на Руси, чем питались, на чём готовили еду. Чем занимались в свободное от работы время.

Рассказать о характере русского человека.

3. рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, загадки, считалки). Расширить словарный запас детей. Познакомить с предметами старины.

4. формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры, используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, хороводы. Продолжать знакомить детей с историей и бытом русского народа: одеждой, жилищем, предметами обихода, осветительными приборами, предметами рукоделия. Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Ход занятия:

Восп.: Дорогие ребята. Сегодня на нашем занятии, мы попробуем побывать в прошлом. Ведь сейчас, в это время, мы с вами стали смотреть на многие вещи, по- и ному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.

Мы, мало уделяем внимания народной культуре. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Как они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

И вот сейчас, мы с вами, перенесёмся, туда в то время, вы готовы? Ну, тогда вперёд.

Ведущий: На завалинках, в светелке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши

Словом, эти посиделки,

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Посмеялся старый мир.

Нынче все мы «по сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Входят дети парами, тройками и рассаживаются на лавочки.

Выходят девочка и мальчик в русских костюмах. В руках у них поднос с хлебом.

Мальчик: Собрались мы позабавиться да потешиться. Андрей Д.

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Смех вам да веселье!

Восп.: Просим на избу: Юля К.

Красному гостю

Красное место.

Милости просим,

А хлеб-соль по-старинному,

Занятия в старшей группе на тему: устное народное творчество «Старинные посиделки»

За хлебом, солью

Всякая шутка хороша

Где потеснее, там и веселее.

Надоела нам зима,

Покличьте гости,

Весну - красну.

1 реб-к: Жаворонки прилетайте Маша Ш.

Холодную зиму уносите,

Теплую весну приносите.

Нам зима-то недокучила,

Без хлебушка замучила.

3 реб-к: Весна! Весна красная! Софья А.

Приди, весна с радостью,

С великою милостью!

С львом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными,

С весенними ливнями.

Хоровод «Веснянка»

4 реб-к: Входи, Весна, в каждый дом! Никита С.

Тебе, Весна, все рады!

Весна: Я - Весна – красна! Алина И.

Вам в подарок принесла

Листья на дубочек

Шелковый платочек,

Много-много вешних вод,

Да веселый хоровод.

Это только присказка

А что будет впереди,

Приготовься и гляди.

Восп.: Вдоль улицы, во конец,

Шел удалый молодец,

Не товар продавать

Себя людям показать.

Входит мальчик "корабейник", раздает девочкам павловские платки, кланяется и уходит.

Танец с платками «Во поле берёзка стояла…»

Восп.: Под малиновым кусточком

Шелка травушка растет,

Под рябиновым кусточком

Цветник розовый цветет,

Под калиновым кусточком,

Наша Катя платье шьет.

Девочка: Иголка, иголка Влада Б.

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик

Шей сарафанчик.

Мальчик: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Танец «Прялица»

Восп.: А вот какие игрушки из дерева вытачивали - матрешки.

Мальчик: Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки.

Частушки

Мы матрешки хоть куда Маша Л.

Щёчки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ из Садика

Мы матрешки барыни Катя С.

Всех на свете краше,

А Беловские ребята

Кавалеры наши.

В сарафанах наших пестрых Даша Н.

Да в платочках ярких

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Мы игрушки знатные Юля К.

Сладкие да ладные

Мы повсюду славимся

Мы и вам понравимся.

Мы игрушки расписные Лера Х,

Сестры хохотушки

Мы пропели вам сейчас

Веселые частушки.

Восп.: Посылали молодицу,

Под горушку по водицу,

А водица далеко

А ведерко велико.

Инсценировка песни «Аннушка»

Восп.: Как Аннушка для Демьяна,

Наварила, напекла

92 блина, 2 корыта киселя

50 пирогов, не найти едаков.

Не красна изба углами,

А красна пирогами

Аннушка и Демьян пьют чай.

Демьян: Эх, возьму я в руки балалайку, Никита С.

Да потешу я свою хозяйку.

Эй, Тимоха и Тальян

Николай, Семен, Иван.

Сядем, братцы, все рядком,

Да частушки пропоем.

Восп.: Красны девицы, да добры молодцы

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Аннушка: Станем девицы рядком Даша Н.

Да частушки пропоем.

Демьян: Да и мы, пожалуй, встанем Никита С.

От подружек не отстанем.

Все: Мы частушек много знаем Рома Г.

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает ни каких.

Мальчики: Девочки - беляночки Андрей Д.

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили Юля К.

Молоком умылися.

Мальчики: Вы, послушайте, девчата Артём С.

Нескладуху буду петь,

Не дубу свинья посётся

В бане парится медведь.

Девочки: А у нас на сарафанах Лера Х.

Косолапы петухи,

Сами мы не косолапы,

Косолапы женихи.

Мальчики: Запрягу я, кошку в дрожки Влад Л.

А котенка в тарантас

Поведу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Девочки: Мы с Егорушкой сидели, Катя С.

У куста малинова

Сверху ягода упала,

Придавило милого.

Мальчики: На горе стоит телега Влад В.

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

Девочки: По деревне я пошла Даша С.

Димочку увидела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Все: Мы Беловские ребята Андрей Д.

Мы нигде не пропадем

Если надо мы станцуем,

Если надо пропоем.

Восп.:: Кто с платочками пляшет,

Да на балалаечке играет -

Тому скучно не бывает.

Ай да молодцы! Славно у вас получается.

Я для вас, ребятки,

Загадаю загадку.

Знаю, знаю наперед

Вы смекалистый народ.

Деревянная подружка,

Без нее мы как без рук,

На досуге веселушка,

И накормит всех вокруг

Кашу носит прямо в рот,

И обжечься не дает.

Восп.: У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит,

Собирайся детвора

Ждет вас русская игра.

Игра «Ручеек»

Игра «Бабка - Ежка»

В центре зала стоит Б. Яга в руках у нее веточка. Дети движутся по кругу и приговаривают

Дети: Бабка - Ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит»,

Пошла на улицу - раздавила курицу.

Вышла на базар - раздавила самовар.

Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ножке, пытается осалить детей веточкой.

Восп.: Так уж повелось на русской сторонке: парня называть соколом, а девицу - лебедушкой.

- Вдоль по берегу лебедушка плывет

Выше бережка головушку несет,

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В круг входит «лебедушка».

Дети ходят по кругу и поют.

Не летай ясный сокол высоко,

Не маши, да ты крылами высоко

Лебедь белая совсем недалеко.

В круг входит «сокол» кланяясь «лебедушке», поет.

- Ты, лебедушка, лучше всех Дима Б.

Ты, лебедушка, краше всех

Я возьму тебя за белое крыло

За собою поведу, да далеко.

Дети: -Ты её дружок, поймай, а потом и забирай.

«Сокол» ловит «лебедушку» за руки и ведет, дети стоят полукругом и поют.

- Вдоль, по мелкой травушке,

По зеленой по муравушке,

Ведет сокол лебедушку,

Ведет белую головушку,

Да по чистому по полюшку,

Прямо к синему морюшку,

Ой -ли, ой -моли, ой -моли,

Прямо к синему морюшку.

Восп.: Красна песня ладом,

А сказка -складом,

Сказке конец,

А кто слушал молодец.

И надо бы каждому молодцу,

С огорода по огурцу,

Да пока сказку слушали,

Огурцы на огороде

Зайцы скушали.

Все: Вот вам и не досталось.

Восп.: Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то,

Наших прадедов работе.

Песня «Ромашковая Русь».

В конце занятия Анна и Демьян угощают ребят пирогами.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество» Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Задачи: 1.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество»Открытое занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество» Дети заходят в группу под русскую народную песню. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме. Воспитатель. Детушки мои, проходите.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Проект «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, колыбельные песни») во второй младшей группе Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является недостаточное использование современными родителями потешек, прибауток.

Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.

Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группаУстное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа устное народное творчество Старшая - подготовительная группа воспитатель: Неклюдова Е. А. Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий.

Устное народное творчество в формировании личности дошкольника Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова,.

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей. Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Занятия в старшей группе на тему: устное народное творчество «Старинные посиделки»
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 22:13
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Подарок папе». Часть 1
Поделки из бумаги и картона Приближается февраль, а с ним и долгожданный праздник День Защитника Отечества. Все дети поздравляют своих отцов и дедушек,...
Оформление группового помещения и приемной к Новому году
Оформление группового помещения и приемной к Новому году Новый год - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года нами овладевает...
Фотоотчёт «Листовки по ПДД»
Фотоотчёт "Листовки по ПДД" Под руководством замечательного методиста Тикушиной Светланы Евгениевны, в Красногорском МБДОУ д/с №26 "Берёзка" постоянно...
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Лэпбук «Красный цвет в жизни англичан» для среднего и старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Красный цвет в жизни Англичан» для среднего и старшего дошкольного возраста Для развития познавательно-исследовательской деятельности детей важно...