Конспект познавательно-речевого занятия в подготовительной группе «Заповедники Курского края. Стрелецкая степь»

Татьяна Брусенцева
Конспект познавательно-речевого занятия в подготовительной группе «Заповедники Курского края. Стрелецкая степь»

МКДОУ “Детский сад “Родничок”

Конспект Познавательно-речевого занятия в подготовительной группе

Тема: “Заповедники Курского края. Стрелецкая степь имени В. В. Алёхина”

Подготовила и провела:

воспитатель Брусенцева Т. Г.

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

Образовательные:

— систематизировать представление детей о заповедниках Курского края, для чего они создаются;

— сформировать представление детей о растительном и животном мире Курского края;

— закреплять правила поведения в природе.

Развивающие:

— развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь;

— развивать способности к выражению своих мыслей путём построения связных высказываний;

— развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

— формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в её охране и защите;

— развивать особенности диалогической речи (выразительно строить ответы)

— обогащение словаря: название животных, растений, рыбья молодь, исчезающие виды.

Воспитательные:

—воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней;

—воспитывать нравственно-патриотические чувства к родине через экологическое воспитание;

—воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки пририоды

Предварительная работа:

— знакомство с животными, птицами и растениями родного края;

— чтение художественной литературы о животных;

— просмотр иллюстраций с природой Курского края;

экскурсия в Краеведческий музей, где детям была представлена презентация заповедника “ Стрелецкая степь”;

— заучивание стихотворений;

— изготовление шапочек с изображением животных и птиц.

Оборудование: шапочки для каждого ребёнка с изображением птиц, животных и растений Курского края: иллюстрации животных, птиц и растений; композиция - лес; жилетки с изображением на спине животных.

Ход Занятия

В-ль — Ребята, сегодня у нас не совсем обычный день. Во-первых, у нас сегодня присутствуют гости – поздоровайтесь с ними, а во-вторых, занятие у нас сегодня отменяется, потому что нам просто необходимо как можно быстрее отправиться в лес. Что-то там случилось!

Дело в том, что в из леса в наш детский сад пришла телеграмма, сейчас я её зачитаю

“О природе люди думать перестали.

И лесные жители обижаться стали.

На охоте люди птиц, зверей стреляют.

И деревья все подряд часто вырубают.

Реки засоряют, травы выжигают,

И о жителях лесных ничего не знают”.

Ну вот, видите, какая тревожная телеграмма. А ведь мы с вами самые взрослые в детском саду и, конечно же, кто если не мы, должны помочь лесным жителям.

Но прежде, чем отправится в лес, нам необходимо вспомнить правила охраны природы. Сейчас мы поиграем. Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: “Да”, а если плохо- то все вместе говорите: “нет”, слушайте внимательно:

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок,

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок,

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю (Да)

Если разведу костёр,

А тушить не буду (Нет)

Если сильно насорю,

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Молодцы! А ещё вспомните, о чём мы ещё не сказали!

Правила охраны природы:

1. Ходить по тропинкам

2. Не ломать ветки деревьев

3. Не топтать цветы, травы

4. Не кричать, не включать громкую музыку

5. Не разорять птичьих гнёзд

6. Не ловить насекомых

7. Не разрушать грибницы

8. Не ловить мальков и лягушек

9. Не ломать паутинки

10. Не разорять муравейники

А теперь, закрываем все глаза и медленно повернулись вокруг себя

— Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного края неприхотливый лес,

Ты полон свежести и всё в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Открываем глаза и тихонечко садимся.

(звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей)

В-ль:

- В одном лесу жила-была одна очень мудрая белка. Однажды утром белка выбралась из дупла, уселась на пушистой верхушке ели, чтобы позавтракать. Вдруг дерево задрожало.

Увидела белка внизу под сосной зайца, который прижался к стволу и дрожал как осиновый лист.

- Заяц, ты от чего такой испуганный? — спрашивает белка.

- Как же тут не испугаться: пришли люди в наш лес, намусорили, своей громкой музыкой распугали всех зверей, разожгли костёр, потушить позабыли — разгорелся пожар, хорошо дождик потушил. А сегодня объявился охотник с ружьем, еле от него ноги унёс. Совсем житья не стало в нашем лесу.

- Да, если так и дальше дело пойдёт, то о нас ребята узнавать будут только по картинкам.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (Ребёнок)

В-ль:

-Ребята, кто же так напугал бедного зайчишку. Ай-ай-ай!

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц — насекомые съедят всю зелень — люди не смогут есть плоды, фрукты овощи. Так всегда в природе: исчез один — заболел другой — погиб третий. В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

- Ребята, а давайте на какое- то время представим ; что мы с вами птички, зверушки, может тогда у нас получится понять, что же чувствуют жители леса,когда в лес – их дом, приходит человек. Кто он: друг или враг?

Дети, надев шапочки зверушек, закрывают глаза и медленно поворачиваются вокруг себя, произнося слова:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Дети прячутся за деревья.

Воспитатель рассказывает рассказ Н. Сладкова “Друг или Враг”.

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.

Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?

«Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».

«На охотника не похож,— думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».

«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».

«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»

«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»

«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. «.

Идет человек удивляется почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!

И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Вопросы по рассказу.

- По каким делам узнают друзей леса (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)

- А по каким делам узнают врагов леса? (Разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)

Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.

— Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончится. Хочется вспомнить высказывание писателя Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе нужна вода, птице –воздух, зверю – лес, горы, а человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину! «Ребята, уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.

— Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?

Исчезающие — это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

— Для этого в нашей стране созданы заповедники

— Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?

Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются.

Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них. В заповеднике охраняется всё: травы, грибы, птицы, рыбы, почва и всё живое, где запрещено охотиться, рыбачить, ездить на тракторах и вездеходах.

— Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятс в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

— Ребята, в Курской области располагается уникальный заповедник - Стрелецкая степь. Это удивительное место было открыто известным учёным, профессором В. В. Алёхиным, родившемся и выросшим в Курске.

Заповедник имени В. В. Алёхина - настоящий образец первозданной и восхитительной природы. А история этого заповедника началась, как это ни странно, с пучка скошенной травы. Когда В. Алёхин был на пятом курсе Московского Университета, он попал на один из рынков города Курска, где продавали на возах сено. Взяв у одного из продавцов пучок, будущий учёный поразился тому разнообразию виду растений, которые были в нём. Когда он спросил, где косили это сено, ему ответили, что недалеко от Курска - в Стрелецкой степи. После этого В. Алёхин стал приходить в те места, собирал гербарий, описывал виды растений. У него появилась мечта - сделать на уникальной территории заповедник, и мечта учёного о заповедной Стрелецкой степи сбылась.

Свое поэтическое восприятие курских степей Василий Васильевич Алехин выразил в стихотворении, написанном им в 1946 году – последнем году его жизни. «Вот степь! Ты много раз воспета,

Былою славою одета

Ковыль, куда ни взглянешь вдаль,

По ветру стелется, как встарь …

Кругом кудрявые дубравы …

Ну что ж вам лучше нужно, право!

И в этот заповедник мой

Я приглашаю всех с собой «

Заповедник имени В. В. Алехина располагает огромным количеством насекомых, растений и животных. Самыми интересными среди насекомых являются жуки-олени и жуки-носороги, богомолы, пауки-тарантулы. Здесь также созданы все условия для обитания земноводных - ящериц, в том числе и безлапых, которые больше напоминают змей, и догадаться о том, что это именно ящерицы, можно лишь по отброшенному в случае опасности хвосту. Есть здесь и гадюки.

— Животный мир также богат и разнообразен. Давайте вспомним некоторых из них.

(Воспитатель показывает фотографии животных, а дети о них рассказывают)

Выходя из норки в степь

Буду столбиком стоять

И прерывисто свистеть

На заре весну встречать (суслик)

Говорят, если суслик из норы вылез и засвистел, значит весна пришла.

Знай, две пары ног имею,

В норке целый день я сплю,

Солнце сядет и стемнеет…

В ночь охотиться люблю (тушканчик)

Тушканчика называют земляным зайцем, потому, что похож на зайца, а “земляной”, потому, что живёт под землёй и только по ночам выходит из норы пастись и бегать.

В коричневой шубке зверёк:

Не ласка, не мышь, не хорёк

В защечных мешочка зерна

С полей натаскал он сполна (хомяк)

Всех этих животных называют грызунами. Питаются они травами и семенами, живут в норах под землёй, потому, что там не жарко летом и тепло зимой, а нора - надёжное убежище от хищников.

Вы его в ночном часу

Обнаружите в лесу.

То молчит, то скажет вслух

Неожиданное “Ух” (филин)

Живут в степи и более крупные животные.

С ветром мчусь я наравне

По родной стороне.

Пронесусь я без оглядки,

Пахнет воздух пылью сладкой (сайгак)

Сайгаки - это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту, сайгаки занесены в Красную книгу.

“Сайгачонок на руках”

Словно маленьких ребят, берегите сайгачат.

Если ранен сайгачонок, выбился он из силёнок,

Мать в просторах потерял, от товарищей отстал, -

Заберите в тёплый дом, напоити молочком,

От собак оберегайте, со двора не выпускайте.

А когда он подрастёт - пусть в родную степь уйдёт.

Посмотрите на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

Бобры - хозяева удивительные, хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоёма. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры - симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чём-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке.

В-ль: Причиной исчезновения этих зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. В заповеднике никто не охотится, здесь они живут и размножаются.

Фотография стада кабанов.

В-ль: Кто знает, как называются эти животные? (кабаны)

Опускается туман, просыпается кабан,

Роет землю у реки, точит острые клыки.

Кабаны живут стадами. Где стадо пройдёт, вся земля переворочена, так они ищут себе питание. Кабан всеядное животное, но очень любит разные корешки, мышей, ящериц, улиток, жёлуди, червей. Эти животные похожи на свиней, также хрюкают и визжат, у них есть большие клыки. Их детёныши рождаются с продольными полосками. Белыми, черно-бурыми, жёлтыми, помогающими маскироваться в лесной подстилке. Самка заботливо охраняет детёнышей и бешено защищает их от врагов.

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко, рога раскинув широко (Лось)

Благородные лоси. Число их растёт очень медленно. Они собираются в стада, ночью можно услышать их рёв. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.

В-ль: Ребята в заповеднике растёт много лекарственных растений, и многие из них уже стали редкостью. И одно из них я хочу вам показать.

Дети: Это кувшинка белая.

В-ль: Удивительное по красоте растение. Многие люди считают, что после лотоса - это самое красивое растение. А что вы можете о ней рассказать?

Дети: Цветки напоминают пышную розу. Они всплывают на поверхность воды рано утром, а к вечеру снова раскрываются и прячутся под воду. По поведению цветков белой кувшинки можно предсказать погоду. Если приближается ненастье, цветки совсем не показываются из воды или скрываются очень рано.

В-ль: Правильно. Есть легенда, которая рассказывает о том, что под водой цветки превращаются в русалок, а первые лучи солнца возвращают им образ цветка. У славянских народов кувшинке приписывалась могущественная сила. Её называли одолень-трава, и верили, что она излечивает от многих болезней и сохраняет от многих бед. Поэтому, отправляясь в дальний путь, зашивали в одежду маленькие мешочки с цветками или листьями белой кувшинки, А теперь давайте немного поиграем, представьте, что вы все белые кувшинки.

(проводится физминутка)

Белые кувшинки

Утром открывались

(Дети медленно поднимаются и поднимают руки к верху)

На водичке плавно лепестки качались

(качание рук вправо, влево)

Солнышко садится, спать пора кувшинкам

(медленно присаживаются)

Лепестки закрылись, солнце в серединке

(закрывают руки, опускают голову на колени)

В-ль: Предлагаю вам ещё поиграть в игру “Собери лекарственные растения”

Поспела интересная игра,

Нелёгкое задание

За дело взяться вам пора

И проявить старание.

На полу картинки с изображением лекарственных растений. У детей в руках корзинки, дети поднимают карточки и раскладывают их в соответствующую корзинку. Красная корзина: собрать растения, у которых полезны только листья (пустырник, чабрец, крапива, мята, подорожник) Синяя корзина: собираем растения, у которых полезны цветы (ромашка, душица, одуванчик, мелисса) Белая корзина: нужно собрать растения, у которых полезны плоды (шиповник, боярышник, земляника, барбарис, рябина)

В-ль: Ребята, в степи много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги. В это время степь становится как яркий цветущий ковёр. Степь - как море, ранней весной это море разноцветное - зелёное, жёлтое, красное, голубое, а когда загустеют белые ковыли - станет степь серебристой. И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и тёмные тени светлых облаков. Здесь растут сон-трава, тюльпаны, незабудки, колышутся серебристые перья ковыля. Позднее цветёт темно-лиловый шалфей и душистый чабрец.

Птиц в степи не очень много: дрофа, журавль-красавка, серая куропатка. Много жаворонков, а также трясогузок.

Игра “Угадай животное”

Ведущего мы выберем при помощи считалки.

“Белки зайцев угощали

И морковку подавали

Все орешки сами съели

А тебе водить велели”

(Ребенок надевает жилетку, на спине изображение животного. Остальные дети задают ему наводящие вопросы и отгадывают, что за животное изображено у него на жилетке)

— Дети, наше путешествие по заповеднику заканчивается. Давайте вернёмся к высказыванию Михаила Пришвина.

“Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна Родина и охранять природу - значит охранять Родину”

— Как вы понимаете эти слова?

— Человек должен нести ответственность за свои поступки и исправлять свои ошибки, иначе мы все можем оказаться у разбитого корыта.

— Природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи: защити!

Ребята подумайте, а чем же мы можем помочь нашей природе: растениям, животным.? (высказывание детей)

Мы с вами знаем несколько крылатых выражений, давайте вспомним их:

— Птицы - наши друзья.

— Охранять природу - значит охранять Родину

— Земля - колыбель человека

— Вода - источник жизни.

— Охрана природы - дело народа

— Поведение человека в природе - это зеркало его души

(Дети рассказывают стихотворения)

Как прекрасен мир!

Посмотри вокруг…

Полюбив его,

Сохрани мой друг!

Широтой полей,

Тишиной дубрав,

Криком журавлей,

Звоном ручейков

И реки прохладой,

Нам щедрот других

От земли не надо!

Все посмотрите,

Все уясните,

И нашу землю так полюбите,

Словно святыню её берегите,

И для потомков своих сохраните!

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету

Другой такой на свете нету

Развеем над нею и тучи, и дым

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами.

В-ль: И в заключение я хочу прочитать следующие строки из стихотворения поэта Сергея Смирнова:

Есть просто храм,есть храм науки

А есть ещё Природы храм,

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам,

Всегда, в любое время суток

Он нам открыт в жару и стынь,

Входя в него, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А это отдельно, для взрослых)

Люди!Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Заповедники Приморского края» для детей группы 5–6 лет Цель: дать представление о понятии заповедник, познакомить с заповедниками Приморского края, воспитывать патриотические чувства. Познакомить.

Конспект познавательно-речевого занятия «Советы для Колобка» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение «Детский сад №11 комбинированного вида» г. Сыктывкара (МБДОУ «Детский сад.

Конспект познавательно-речевого занятия на тему «Игрушки» для детей 5–6 лет Цель: Закреплять понятие «Игрушки», выделяя характерные особенности. Общеобразовательные задачи : - при описании игрушки продолжать учить.

Конспект познавательно-речевого занятия «Нас ждет осенний лес» Цель: Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей. Задачи: Образовательные: - Актуализация и расширение словаря.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Птицы нашего края. Белая цапля» Конспект занятия для детей разновозрастной группы (средняя, старшая) по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Птицы нашего.

Познавательно-речевая игра «Поле чудес» (о природе Курского края) Сегодня мы предлагаем вам ещё раз поговорить о нашей малой родине - Курском крае и поиграть в «Поле Чудес». Игра посвящена природе Курского.

Проект «Дикие животные Курского края» Сохраним природу вместе Тип проекта: информационно-творческий По количеству участников: коллективный. По продолжительности: краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Детские писатели
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект познавательно-речевого занятия в подготовительной группе «Заповедники Курского края. Стрелецкая степь»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 21:23
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Дидактическая игра по ФЭМП «Составь число из двух меньших чисел» для детей...
Цель: учить детей составлять числа в пределах десяти из двух меньших чисел. Задачи: - упражнять детей в составлении чисел из двух меньших с помощью...
Фоторепортаж об участии в проекте «Дорога памяти»
Уважаемые коллеги, хочу вам рассказать об уникальном проекте "Дорога памяти", призванным увековечить память об участниках Великой Отечественной войны. Все...
Мастер-класс обрывная аппликация коллективная работа «Ваза с цветами»
В последние дни лета воспитанники специальной группы на прогулке сделали коллективную работу - вазу с цветами. Для воспитанников специальной группы важно...