Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ

ОЛЬГА ШАТРОВА
Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ» размещена в разделах

Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

• Валеологические песенки-распевки;

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

• Оздоровительные и фонопедические упражнения;

• Игровой массаж;

• Пальчиковые игры;

• Речевые игры;

• Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

Будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И. П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"

(закаливание зева)

И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглатала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Артикуляционная гимнастика включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др., ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением и без него: «Дудочка», «Кот», «На грядке» и др.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Игровой массаж.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т. к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что –то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок легко может этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Цель: научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благоприятно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологические активные точки.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.)

Веселые потешки для массажа.

Две тетери.

На лугу, на лугу Дети гладят животик

Стоит чашка творогу по часовой стрелке.

Прилетели две тетери, «Бегают» пальчиками по телу.

Поклевали, Щиплют двумя пальчиками.

Улетели. Машут руками.

Капуста.

Мы капусту рубим, рубим. Стучат ребром ладони по другой ладони.

Мы морковку трем, трем. Трут ладонями друг об друга.

Мы капусту солим, солим. «Бегают» пальчиками по телу.

Мы капусту жмем, жмем. «Жмут» ладони.

Сок капустный пьем, пьем. Гладят живот.

Догонялки.

Ударяют подушечками пальцев обеих рук по голове.

Побежали по головке

Быстро – быстро пальчики.

Вот они сбегаются.

Снова разбегаются

И опять сбегаются.

Снова разбегаются.

Делают себе массаж

Девочки и мальчики.

Комплекс игрового массажа «Дружок»

Дети стоят парами по всему залу.

1. У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу

По-смо-три! Гладят ручки.

Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.

Раз. Два, три!

Твои ручки тоже - поворачиваются лицом друг к другу

На мои похожи. - Гладят по ручкам друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.

Покружись со мной разок.

2. У меня такие щечки!- Стоят спиной друг к другу.

По-смо-три!- Гладят свои щечки.

Я пощиплю их немножко. - Слегка щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже - поворачиваются, растирают

На мои похожи. щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! -Кружатся лодочкой.

Покружись со мной разок.

3. У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу

По –смо-три! Массируют мочки ушей!

Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже поворачиваются лицом друг к другу

На мои похожи. Теребят ушки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.

Покружись со мной разок.

4. У меня такая спинка! Стоят спиной друг к другу

Пос-мо-три! Гладят себя по спине.

Я похлопаю по спинке! Шлепают по спинке ладошками.

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже поворачиваются лицом друг к другу

На мою похожа. Шлепают по спине друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.

Покружись со мной разок.

Мороз.

(самомассаж биологически активных точек)

На дворе опять мороз. Поглаживают ладонями шею.

Чтобы носик не замерз,

Мы его сейчас потрем, указательными пальцами потирают переносицу.

И погладим, большими пальцами с боков.

И помнем. Легко пощипывают крылья носа.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")

По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами! (показывают "длинные усы")

С такими глазами! (показывают "большие глаза")

Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)

Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Мячик.

Прыг- скок! Прыг-скок! Прыгают и хлопают в ладошки.

Красный бок, синий бок!

Это разноцветный мячик Движения кистями рук, словно лепят снежок.

Скачет, скачет, словно зайчик!

То взлетает высоко –о-о-о! Руки вверх, тянутся на носочках.

То умчится далеко – о-о-о! Смотрят вдаль.

Прыг-скок, прыг- скок! Прыгают и хлопают.

Непоседа наш дружок.

Веселый художник.

Веселый художник

Веселою краской Плавные движения кистями рук вверх- вниз

В лесу на полянке

Цветочки раскрасил.

Белой – ромашку,

Розовой – кашку, Загибают пальцы на правой руке по одному.

Фиалку – лиловой,

А клевер - бордовой.

Краскою синей - красивый цветок,

Мой самый любимый резной василек. «фонарики».

Пальчик Петя.

Жил – был пальчик Петя. Воспитатель показывает палец с надетым на него шариком.

Вышел пальчик к детям.

- Есть у вас шалуны?

Есть у вас драчуны?

- Нет у нас шалунов, Дети качают пальцами влево – вправо.

Нет у нас драчунов.

Смотри, какие малыши! Пальчики пляшут - фонарики.

Лучше с нами попляши!

Тут собачка прибежала,

Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами собаку.

Пальцы спрятались в кулак.

Собачке не найти никак. По тексту.

Кулачки тут застучали

И собачку вмиг прогнали! Кулаки стучат друг об друга.

Снова пляшут пальчики фонарики.

У девочек и мальчиков.

Тут лисичка прибежала,

Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами лисичку.

Пальцы спрятались в кулак.

Лисичке не найти никак. По тексту.

Кулачки тут застучали

И лисичку вмиг прогнали!

Снова пляшут пальчики

У девочек и мальчиков. Фонарики.

Пальчики играли,

Пальчики устали. Мягкие движения кистями рук.

Вместе собрались Соединяют ладошки вместе.

И под щечку улеглись. Кладут под щечку. Восп. поет колыбельную.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Солнышко.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко. Ритмичные хлопки.

Твои детки плачут, Притопы.

По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками.

Снег.

Как на горке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег, приседают, два шлепка.

И на елке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.

И под елкой - снег, снег. приседают, два шлепка.

А под снегом cпит медведь. Притопы.

Тише, тише. Не шуметь! Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

Речевые игры с движением.

Волки и зайцы.

Дети. Погляди, лесной народ, - Дети и волки ходят двумя кругами противоходом.

Волки водят хоровод.

Лапами хлоп – хлоп! Хлопают.

Ножками топ – топ! Топают.

Волки. Выходите поиграть,

Мы не будем вас кусать! Зовут рукой.

Затем игра продолжается, как в кошки – мышки.

Шалтай – Болтай.

Шалтай – Болтай сидел на стене, идут по кругу, взявшись за руки.

Шалтай – Болтай свалился во сне! руки вверх, опускают, присаживаются.

Вся королевская конница, скачут.

Вся королевская рать. Маршируют.

Не могут Шалтая, не могут Болтая стучат кулачком о кулачок.

Шалтая, Болтая, Болтая, Шалтая

Собрать! Разбегаются, Шалтай – Болтай их догоняет.

Дракон ловит свой хвост.

Дети держатся за талию. Первый – голова, последний – хвост. Первый игрок пытается схватить последнего.

Займи свой домик.

«Мышки» садятся на стулья, расположенные по кругу, т. е. в свои домики. Но им хочется погулять, порезвиться, побегать. ПО сигналу взрослого они веселятся, а в это время один домик исчезает. Сигнал оповещает, что надо занять свои домики. Игра длится до тех пор, пока не останется самый шустрый мышонок.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

1. И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".

2. И. С. Бах. "Шутка".

3. И. Брамс. "Вальс".

4. А. Вивальди "Времена года"

5. Й. Гайдн. "Серенада"

6. Д. Кабалевский "Клоуны"

7. Д. Кабалевский "Петя и волк"

8. В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"

9. В. А. Моцарт "Турецкое рондо"

10. И. Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

1. "Антошка" В. Шаинский

2. "Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин

3. "Будьте добры" А. Санин

4. "Веселые путешественники" М. Старокадомский

5. "Все мы делим пополам" В. Шаинский

6. "Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин

7. "Если добрый ты" Б. Савельев

8. "Лучики надежды и добра" Е. Войтенко

9. "Настоящий друг" Б. Савельев

10. "Песенка о волшебниках" Г. Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. Л. Боккерини "Менуэт"

2. Э. Григ "Утро"

3. А. Дворжак "Славянский танец"

4. Лютневая музыка XVII века

5. Ф. Лист "Утешения"

6. Ф. Мендельсон "Песня без слов"

7. В. Моцарт "Сонаты"

8. М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

9. М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

10. К. Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

1. Т. Альбиони "Адажио"

2. И. С. Бах "Ария из сюиты №3"

3. Л. Бетховен "Лунная соната"

4. К. Глюк "Мелодия"

5. Э. Григ "Песня Сольвейг"

6. К. Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

1. Н. Римский-Корсаков "Море"

2. Г. Свиридов "Романс"

3. К. Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии на прогулке в ДОУ Тема доклада: «Здоровьесберегающие технологии на прогулке в ДОУ». Прогулка является одной из традиционных форм оздоровления в детском учреждении.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Презентация инструктора по физической культуре на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Конспект музыкально-творческой деятельности с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста ДОУ. Цель: раскрыть музыкальный потенциал одарённого ребёнка. Задачи: -создание условий для развития и реализации музыкально-творческих способностей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Мастер-класс Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Педагог: Минина Валентина Анатольевна Место проведения: аудитория Целевая аудитория:.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Счастливый ребенок – это прежде всего такой ребенок, которой здоров. Здоровый ребенок полон энергии,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [/b] Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста Цель: пропаганда здорового образа жизни, посредством ознакомления с новыми здоровьесберегающими технологиями. Задачи:ознакомление с дыхательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ
Опубликовано: 3 января 2018 в 18:58
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД