Вайцель Нина
Тренинг внутригруппового взаимодействия «Жизненные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ «ПОСПЕЛИХИНСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».
(ТРЕНИНГ ВНУТРИГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ)
педагог-психолог
Вайцель Нина Васильевна.
Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.
Публикация «Тренинг внутригруппового взаимодействия „Жизненные ценности“» размещена в разделах
Задачи: формирование представлений об общечеловеческих ценностях; создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере; формирование приоритета духовных ценностей над материальными.
Ход занятия
Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит.»
Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.
Инструкция: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит (дружбу, деньги, свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим. Обсуждение: что понравилось в упражнении? Что показало, открыло это упражнение?
Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)
Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:
Откинув время повседневности,
В ночной целительной глуши
Перебираю драгоценности,
Хранимые на дне души.
Их у меня не так уж много,
Но больше и не надо мне.
При подведении итогов
Они не падают в цене!
-Ребята, а что же такое ценности?
-Как вы понимаете это слово?
(это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию).
- Какие ценности вы знаете?
-Как их можно классифицировать?
Виды ценностей :
Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т. д.
Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т. п.
Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.
Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.
Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т. п.
Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т. п.
Культурные – искусство во всех своих проявлениях.
Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям.
Упражнение «Необитаемый остров»
Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.
Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.
- На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды, минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете, необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)».
-Выбранные объекты записываются на листе бумаги.
-Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.
-На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.
Затем группы представляют в кругу свои списки, интерпретируется услышанное с позиции ценностей : зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).
Обсуждаются вопросы:
- Какие чувства возникали по ходу упражнения?
- Как проходило обсуждение в вашей группе?
- Что оказалось самым ценным для нашей группы?
- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?
Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»
Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным
Описание: вниманию участникам предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца. Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.
Обсуждаются вопросы:
- О чем эта притча?
- Какие виды ценностей можно назвать? (материальные, духовные).
- Что вам кажется более ценным? Почему?
Психолог: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.
Дискуссия «Ценности разных эпох»
Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
(Общемесопотамское царство)
• Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан
• Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку
• Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.
• Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.
Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)
• Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства
• Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
• Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии
• Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям
• Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.
Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.
Методика «Мой личный герб».
Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, творческие способности, гармонизация внутреннего мира.
Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Детям раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутреннее содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне.
-Ребята расскажите, пожалуйста, о своем гербе, что изобразили на своем гербе и почему именно эти ценности для вас важны.
Упражнение «Ценности»
Цель: осознание жизненных ценностей.
Материалы: фоновое музыкальное сопровождение.
Инструкция: Ребятам раздаю по шесть листочков бумаги и предлагаю на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки меняются таким образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Предлагаю представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке (смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется). Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем объявляю, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. (упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос психолога, произносимый текст должен быть простым и четким). Упражнение связано с сильными эмоциональными переживаниями, необходимо дать возможность всем детям поделиться своими чувствами. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Важным моментом завершения упражнения является выход из него, возвращение участникам их «ценностей»).
У каждого человека есть в жизни то, что для него наиболее ценно. И это не только материальные вещи.
Выделите и проранжируйте пять главных ценностей, отвечая на вопросы:
-Как бы это сделал человек, совершенный во всех отношениях?
-Как бы это сделал человек, ставший на преступный путь?
Обсуждение: Может ли быть хороший или плохой выбор ценностей? Могут ли быть одинаковые ценности у преступника и законопослушного человека? Влияет ли система ценностей на образ жизни человека? Как?
В процессе обсуждения желательно акцентировать мысль о том, что не выбор ценностей делает человека преступником, а то, каким способом он к ним стремится, опирается ли он при этом на моральные нормы («имеет совесть») или нет.
Рефлексия занятия. Цель: получить обратную связь от воспитанников, подвести итог занятия.
Упражнение «Смысл жизни».
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, прямо и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза и сосредоточьтесь.
Представьте себе старинную виллу, которая сейчас необитаема. Осмотрите это здание. Пройдитесь по всем комнатам, полюбуйтесь старинной мебелью, светильниками, картинами и коврами. (1 минута)
Теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите через спальню.
Обратите внимание на фиолетовую портьеру, немного прикрывающую широкую деревянную дверь. Отодвиньте портьеру в сторону и откройте дверь.
Сейчас вы видите вторую лестницу, пыльную и всю в паутине. Очевидно, ею очень давно никто не пользовался. Медленно поднимитесь по ступеням и откройте находящуюся наверху дверь.
Вы оказались в старой библиотеке, наполненной светом, льющимся из окон и проникающим сквозь стеклянную крышу. Попытайтесь прочесть несколько названий книг. Вдруг вы замечаете, что в углу комнаты сидит какой-то человек.
Он говорит спокойным, мягким голосом: "Я ждал тебя". И откуда-то из глубины души к вам приходит чувство, что этот человек обладает всеми знаниями мира и может ответить на все вопросы.
Вы решаетесь задать ему самый важный вопрос: "Зачем я пришел в этот мир?" И в тишине ждете, что он вам ответит. Ответ может прийти в словах, в жестах, в переданных телепатически мыслях или образах. И вы можете задать этому человеку любые важные для вас вопросы. (2 минуты.) А теперь поблагодарите старого мудреца и попрощайтесь с ним. Спуститесь по лестнице вниз, снова пройдите по всем комнатам. Покиньте эту виллу и возвращайтесь назад. Вы чувствуете себя обновленным после этой встречи. Потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Что я хочу изменить?
Каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жизненные ценности
Здоровье
Счастливая семейная жизнь
Любовь
дети
семейные традиции
жизнь с родителями
своя собственная будущая семья
карьера
знания
эрудиция
профессиональная учеба
профессиональное развитие и рост
увлечения
развлечения
путешествия
отдых
деньги
личные вещи
личное имущество
финансовые накопления
любовь к богу
гармония души и психики
внутреннее развитие
победы и поражения духа
взлеты и падения
здоровье
спорт красота и гигиена тела
дружба общение
общественная деятельность
статус уважение
признание
Виды ценностей :
• Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т. д.
• Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т. п.
• Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
• Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.
• Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.
• Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
• Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т. п.
• Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т. п.
• Культурные – искусство во всех своих проявлениях.
• Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т. д.
«Ценности разных эпох»
Законы Хаммурапи (П век до н. э., Общемесопотамское царство)
• Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан
• Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку
• Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.
• Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.
Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)
• Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства
• Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
• Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии
• Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям
• Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.