Получи документы

Тренинг внутригруппового взаимодействия «Жизненные ценности»

Вайцель Нина
Тренинг внутригруппового взаимодействия «Жизненные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ «ПОСПЕЛИХИНСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

(ТРЕНИНГ ВНУТРИГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ)

педагог-психолог

Вайцель Нина Васильевна.

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Публикация «Тренинг внутригруппового взаимодействия „Жизненные ценности“» размещена в разделах

Задачи: формирование представлений об общечеловеческих ценностях; создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере; формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит.»

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Инструкция: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит (дружбу, деньги, свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим. Обсуждение: что понравилось в упражнении? Что показало, открыло это упражнение?

Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

-Ребята, а что же такое ценности?

-Как вы понимаете это слово?

(это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию).

- Какие ценности вы знаете?

-Как их можно классифицировать?

Виды ценностей :

Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т. д.

Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т. п.

Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т. п.

Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т. п.

Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

- На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды, минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете, необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)».

-Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

-Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

-На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки, интерпретируется услышанное с позиции ценностей : зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникали по ходу упражнения?

- Как проходило обсуждение в вашей группе?

- Что оказалось самым ценным для нашей группы?

- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание: вниманию участникам предлагается притча:

За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.

- Купите газету, леди?

Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.

- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.

Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.

Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.

Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.

Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:

Леди, вы богаты?

- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.

Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:

- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.

Затем они ушли.

Незамысловатые голубые чашки и блюдца. Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Какие виды ценностей можно назвать? (материальные, духовные).

- Что вам кажется более ценным? Почему?

Психолог: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Дискуссия «Ценности разных эпох»

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций

(Общемесопотамское царство)

• Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

• Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

• Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

• Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

• Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

• Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

• Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

• Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

• Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, творческие способности, гармонизация внутреннего мира.

Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Детям раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутреннее содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне.

-Ребята расскажите, пожалуйста, о своем гербе, что изобразили на своем гербе и почему именно эти ценности для вас важны.

Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Инструкция: Ребятам раздаю по шесть листочков бумаги и предлагаю на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки меняются таким образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Предлагаю представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке (смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется). Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем объявляю, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. (упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос психолога, произносимый текст должен быть простым и четким). Упражнение связано с сильными эмоциональными переживаниями, необходимо дать возможность всем детям поделиться своими чувствами. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Важным моментом завершения упражнения является выход из него, возвращение участникам их «ценностей»).

У каждого человека есть в жизни то, что для него наиболее ценно. И это не только материальные вещи.

Выделите и проранжируйте пять главных ценностей, отвечая на вопросы:

-Как бы это сделал человек, совершенный во всех отношениях?

-Как бы это сделал человек, ставший на преступный путь?

Обсуждение: Может ли быть хороший или плохой выбор ценностей? Могут ли быть одинаковые ценности у преступника и законопослушного человека? Влияет ли система ценностей на образ жизни человека? Как?

В процессе обсуждения желательно акцентировать мысль о том, что не выбор ценностей делает человека преступником, а то, каким способом он к ним стремится, опирается ли он при этом на моральные нормы («имеет совесть») или нет.

Рефлексия занятия. Цель: получить обратную связь от воспитанников, подвести итог занятия.

Упражнение «Смысл жизни».

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, прямо и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза и сосредоточьтесь.

Представьте себе старинную виллу, которая сейчас необитаема. Осмотрите это здание. Пройдитесь по всем комнатам, полюбуйтесь старинной мебелью, светильниками, картинами и коврами. (1 минута)

Теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите через спальню.

Обратите внимание на фиолетовую портьеру, немного прикрывающую широкую деревянную дверь. Отодвиньте портьеру в сторону и откройте дверь.

Сейчас вы видите вторую лестницу, пыльную и всю в паутине. Очевидно, ею очень давно никто не пользовался. Медленно поднимитесь по ступеням и откройте находящуюся наверху дверь.

Вы оказались в старой библиотеке, наполненной светом, льющимся из окон и проникающим сквозь стеклянную крышу. Попытайтесь прочесть несколько названий книг. Вдруг вы замечаете, что в углу комнаты сидит какой-то человек.

Он говорит спокойным, мягким голосом: "Я ждал тебя". И откуда-то из глубины души к вам приходит чувство, что этот человек обладает всеми знаниями мира и может ответить на все вопросы.

Вы решаетесь задать ему самый важный вопрос: "Зачем я пришел в этот мир?" И в тишине ждете, что он вам ответит. Ответ может прийти в словах, в жестах, в переданных телепатически мыслях или образах. И вы можете задать этому человеку любые важные для вас вопросы. (2 минуты.) А теперь поблагодарите старого мудреца и попрощайтесь с ним. Спуститесь по лестнице вниз, снова пройдите по всем комнатам. Покиньте эту виллу и возвращайтесь назад. Вы чувствуете себя обновленным после этой встречи. Потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Что я хочу изменить?

Каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Жизненные ценности

Здоровье

Счастливая семейная жизнь

Любовь

дети

семейные традиции

жизнь с родителями

своя собственная будущая семья

карьера

знания

эрудиция

профессиональная учеба

профессиональное развитие и рост

увлечения

развлечения

путешествия

отдых

деньги

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Виды ценностей :

• Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т. д.

• Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т. п.

• Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

• Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

• Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

• Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

• Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т. п.

• Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т. п.

• Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

• Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т. д.

«Ценности разных эпох»

Законы Хаммурапи (П век до н. э., Общемесопотамское царство)

• Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

• Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

• Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

• Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

• Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

• Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

• Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

• Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

• Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Публикации по теме:

Беседа «Семейные ценности» в старшей группеБеседа «Семейные ценности» в старшей группе Цель: показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья; формировать представление о психологических особенностях.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Наши семейные ценности. ФоторассказНаши семейные ценности. Фоторассказ Недавно Наталья Попова познакомила нас с фотозарисовкой «Старые игрушки». Так трогательно и с большой душевной теплотой она рассказала нам.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Планирование в средне-старшей группе на неделю «Семья и семейные ценности» ТЕМА: «Семья и семейные ценности» (05.11.2019 – 08.11.2019г.) ЦЕЛЬ: расширять представление детей о семье и родственных связях; вызвать.

Презентация «Семейные ценности. О любви и дружбе между братьями и сестрами» для дошкольников и младших школьников В семейных отношениях всегда важна забота старших о младших. Раньше у людей старшим детям поручали полную заботу о младших. Ведь у родителей.

Презентация «Семейные ценности. О нашей любви к маме и папе» для дошкольников и младших школьников "Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет.

Презентация «Семейные ценности — поговорим с дошкольниками и младшими школьниками «Как вы относитесь к дедушке и бабушке?» Давно известно – в семьях счастливы те дети, рядом с которыми живут добрые и любимые бабушки и дедушки. Вот некоторые выдержки из рассказов.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг внутригруппового взаимодействия «Жизненные ценности»
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 06:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг внутригруппового взаимодействия «Жизненные ценности»» (включая файлы) размещена пользователем Вайцель Нина (УИ 2808728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД