Папки-передвижки

Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Ерошкина Татьяна
Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

«Чтение книг - тропинка,

по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит

путь к сердцу ребёнка»

В. А. Сухомлинский

Детская книга в педагогике рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.

Публикация «Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Е. А. Флёрина отмечала, что литературные произведения дают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми ребёнок может оперировать.

Средствами художественного слова маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка.

По мнению Н. С. Карпинской художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети понимают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнилки, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. И уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Дети младшего дошкольного возраста понимают несложный текст, в центре их внимания – главный персонаж, но они ещё не понимают его переживаний и мотивов поступков. Наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте уже могут оценивать поступки персонажей. Появляется интерес к слову.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте. Их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания и чувства.

Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.

В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.

Логопед в своей практике при коррекции речевых нарушений использует чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняет и объясняет смысл пословиц и поговорок.

Пересказ литературных произведений высоко ценится в логопедической работе.

Пересказ небольших произведений положительно влияет на связность детской речи.

Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Правильно выстраивают фразы.

Произведения для пересказа должны быть доступны детям по содержанию и объему. Если логопед использует коррекцию звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком.

В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку.

Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки. Сказки можно пересказывать, драматизировать при помощи игрушек, фланелеграфа, разных сценок, пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В логопедической работе используются разные виды пересказа (в зависимости от способностей ребёнка) – это может быть подробный или близкий к тексту пересказ.

Пересказы развивают память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, выразительно и фонетически правильно пересказать содержание текста.

К примеру, для автоматизации звука «С», дается рассказ собака Сойка

Собака Сойка

За кустами пастух пасёт свиней. Ему помогает собака Сойка. Свиньи стараются пролезть в сад, а Сойка их не пускает. Вот какая умная собака!

В. Г. Белинский говорил: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Заучивание стихов, потешек – одно из средств умственного и эстетического развития детей.

При помощи работы со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками логопед в первую очередь отрабатывает ритм, интонационную сторону речи, слоговую структуру слова и линейность предложения, развивает просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание, развивает фонематический слух, даже общую и мелкую моторику, автоматизирует и учит дифференцировать звуки.

Пополняет словарный запас ласковыми словами – «котя, котенька, коток», «курочка-рябушка».

Пример:

Спят спокойно Соня, Саня.

Кот и пёс во сне сопят.

Засыпает сом с усами.

На суку совята спят.

Заучивание скороговорок

Использование в логопедической практике скороговорок, дразнилок, нелепиц помогает закрепить чёткую дикцию автоматизированного звука. Отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания.

Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Скороговорки проговариваются вначале в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере отрабатывания, темп убыстряется.

Бык, бык тупогуб

Тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа.

Так же целесообразно использование в коррекционной работе пословиц и поговорок. Значение иносказательных, метких и образных поучений, в которых раскрывается в краткой форме точно, метко и сильно.

Произнесённое краткое изречение запомнится детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры. Детям сложно понять смысл пословицы и поговорки, поэтому взрослому следует уточнить, как ребёнок понимает выражение и предложить нарисовать картинку о пословице или поговорке.

«Береги нос в сильный мороз»

«Снег валит - никого не щадит»

Считалки

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Главная особенность считалки в логопедической работе отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Считалки тесно связаны с играми, в которых развивается общая моторика, умение выполнять правила игры.

Тише, мыши, кот на крыше

Тише, мыши, кот на крыше,

а котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

а котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

а котята ха-ха-ха.

Литературные произведения, как правило, лишены прямого нравоучения. Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 16:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ерошкина Татьяна (УИ 2035985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД